Надежда Коткова
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М. : «Просвещение», 2015.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
В структуру и содержание учебников заложена система знаний, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и их формирования способности самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. В рабочей программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 5 часов в неделю - 170 часов в год.
Результаты изучения курса:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приё мами слушания: фиксировать тему (заголовок, ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обуучающихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 55 –60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
№ п/п Название раздела Количество часов Проектная и исследовательская деятельность Количество и виды контроля
1 Язык и речь 2
2 Текст. Предложение. Словосочетание 14 Диктант -2
Обучающее изложение – 1
Словарный диктант - 1
3 Слово о языке и речи. 19 1 Диктант -1 Обучающее изложение – 2
Словарный диктант - 2
4 Состав слова.
15 1 Диктант -1 Обучающее изложение – 1
Словарный диктант - 1
Сочинение - 1
5 Правописание частей слова. 26 1 Диктант -2 Обучающее изложение – 2
Сочинение – 1 Словарный диктант - 1
6 Части речи 80 3 Диктант -4
Обучающее изложение – 5
Сочинение – 1
Словарный диктант - 3
7 Повторение 14 Диктант -1
Обучающее изложение – 2
Сочинение – 1
8 Итого: 170 6 Диктант -11 Обучающее изложение – 13
Словарный диктант - 8
Сочинение - 4
Календарно - тематическое планирование
№ п/п Тема урока Количество часов Дата проведения Корректировка
по плану по факту
Язык и речь – 2 часа
1 Наша речь.
Виды речи. 1 2.09
2 Наш язык. 1 5.09
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов
3 Текст. Типы текстов 1 6.09
4 Текст. Типы текстов 1 7.09
5 Предложение. Развитие речи. 1 8.09
6 Виды предложений по цели высказывания. 1 9.09
7 Виды предложений по интонации. 1 12.09
8 Предложения с обращением 1 13.09
9 Обучающее изложение 1 14.09
10 Главные и второстепенные члены предложения. 1 15.09
11 Вводный диктант по тексту администрации. 1 16.09
12 Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. 1 19.09
13 Простое и сложное предложения. Словарный диктант. 1 20.09
14 Словосочетание. 1 21.09
15 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 22.09
16 Работа над ошибками. Словосочетание. 1 23.09
Слово о языке и речи – 19 часов
17 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 1 26.09
18 Синонимы и антонимы. 1 27.09
19 Омонимы. 1 28.09
20 Слово и словосочетание. 1 29.09
21 Фразеологизмы 1 30.09
22 Обучающее изложение 1 3.10
23 Части речи. Имя существительное. 1 4.10
24 Имя прилагательное. 1 5.10
25 Глагол. 1 6.10
26 Глагол. 1 7.10
27 Что такое имя числительное? 1 10.10
28 Однокоренные слова. Словарный диктант. 1 11.10
29 Звуки и буквы. Гласные звуки. 1 12.10
30 Звуки и буквы. Согласные звуки. 1 13.10
31 Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. 1 14.10
32 Обучающее изложение. 1 17.10
33 Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. 1 18.10
34 Проект
«Рассказ о слове» 1 19.10
35 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» 1 20.10
Состав слова – 15 часов
36 Что такое корень слова? 1 21.10
37 Как найти корень в слове? 1 24.10
38 Сложные слова. 1 25.10
39 Что такое окончание? 1 26.10
40 Как найти в слове окончание? 1 27.10
41 Что такое приставка? Как найти в слове приставку? 1 28.10
42 Значения приставок. 1 7.11
43 Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? 1 8.11
44 Значения суффиксов.
1 9.11
45 Сочинение по картине А. А. Рылова. 1 10.11
46 Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова. 1 11.11
47 Контрольный диктант по теме «Состав слова» 1 14.11
48 Анализ контрольного диктанта. 1 15.11
49 Обучающее изложение. 1 16.11
50 Словарный диктант. Проект «Семья слов» 1 17.11
Правописание частей слова – 26 часов
51 В каких значимых частях слова есть орфограммы? 1 18.11
52 В каких значимых частях слова есть орфограммы? 1 21.11
53 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 22.11
54 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 23.11
55 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 24.11
56 Обучающее изложение. 1 25.11
57 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 1 28.11
58 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 1 29.11
59 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 30.11
60 Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» 1 1.12
61 Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» 1 2.12
62 Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. 1 5.12
63 Правописание слов с удвоенными согласными. 1 6.12
64 Правописание слов с удвоенными согласными. 1 7.12
65 Правописание суффиксов и приставок. 1 8.12
66 Правописание суффиксов и приставок. 1 9.12
67 Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант. 1 12.12
68 Правописание приставок и предлогов. 1 13.12
69 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. 1 14.12
70 Разделительные твёрдые и мягкие знаки. 1 15.12
71 Разделительные твёрдые и мягкие знаки. 1 16.12
72 Обобщение знаний. 1 19.12
73 Контрольный диктант по тексту администрации. 1 20.12
74 Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» 1 21.12
75 Обучающее изложение. 1 22.12
76 Обобщение и систематизация знаний. 1 23.12
Части речи – 80 часов
77 Части речи. 1 26.12
78 Имя существительное и его роль в речи. 1 27.12
79 Имя существительное и его роль в речи. 1 28.12
80 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 09.01
81 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 10.01
82 Обучающее изложение. 1 11.01
83 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 12.01
84 Проект «Тайна имени» 1 13.01
85 Число имён существительных. 1 16.01
86 Число имён существительных. 1 17.01
87 Род имён существительных. 1 18.01
88 Род имён существительных. Словарный диктант. 1 19.01
89 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 1 20.01
90 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 1 23.01
91 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 1 24.01
92 Обобщение и систематизация знаний. 1 25.01
93 Обобщение и систематизация знаний. 1 26.01
94 Обучающее изложение. 1 27.01
95 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1 30.01
96 Работа над ошибками. Склонение имен существительных. 1 31.01
97 Склонение имен существительных. 1 1.02
98 Падеж имен существительных. 1 2.02
99 Падеж имен существительных. 1 3.02
100 Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» 1 6.02
101 Именительный падеж. 1 7.02
102 Родительный падеж. 1 8.02
103 Дательный падеж. 1 9.02
104 Винительный падеж. 1 10.02
105 Творительный падеж. 1 13.02
106 Предложный падеж. Словарный диктант. 1 14.02
107 Обучающее изложение. 1 15.02
108 Все падежи. 1 16.02
109 Обобщение знаний. 1 17.02
110 Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 1 20.02
111 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1 21.02
112 Проект «Зимняя страничка» 1 22.02
113 Значение и употребление имён прилагательных в речи. 1 24.02
114 Значение и употребление имён прилагательных в речи. 1 27.02
115 Роль прилагательных в тексте. 1 28.02
116 Текст-описание. 1 1.03
117 Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 1 2.03
118 Род имён прилагательных. 1 3.03
119 Изменение имён прилагательных по родам. 1 6.03
120 Изменение имён прилагательных по родам. 1 7.03
121 Число имён прилагательных 1 9.03
122 Число имён прилагательных 1 10.03
123 Изменение имён прилагательных по падежам 1 13.03
124 Изменение имён прилагательных по падежам 1 14.03
125 Обобщение знаний. 1 15.03
126 Обобщение знаний. 1 16.03
127 Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками» 1 17.03
128 Обобщение знаний. 1 20.03
129 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 1 21.03
130 Проект «Имена прилагательные в загадках» 1 22.03
131 Личные местоимения. 1 23.03
132 Изменение местоимений по родам. 1 24.03
133 Местоимение. Словарный диктант. 1 3.04
134 Местоимение. 1 4.04
135 Обучающее изложение. 1 5.04
136 Значение и употребление глаголов в речи. 1 6.04
137 Значение и употребление глаголов в речи. 1 7.04
138 Значение и употребление глаголов в речи. 1 10.04
139 Неопределённая форма глаголов. 1 11.04
140 Неопределённая форма глаголов. 1 12.04
141 Число глаголов. 1 13.04
142 Число глаголов. 1 14.04
143 Времена глаголов. 1 17.04
144 Времена глаголов. Второе лицо. 1 18.04
145 Изменение глаголов по временам. 1 19.04
146 Изменение глаголов по временам. 1 20.04
147 Обучающее изложение. 1 21.04
148 Род глаголов в прошедшем времени 1 24.04
149 Род глаголов в прошедшем времени 1 25.04
150 Правописание частицы не с глаголами. 1 26.04
151 Правописание частицы не с глаголами. 1 27.04
152 Обобщение знаний. 1 28.04
153 Обобщение знаний. 1 2.05
154 Обобщение знаний. 1 3.05
155 Обобщение знаний. 1 4.05
156 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 5.05
Повторение – 14 часов
157 Части речи 1 8.05
158 Части речи 1 10.05
159 Обучающее изложение. 1 11.05
160 Обобщение изученного о слове, предложении. 1 12.05
161 Правописание окончаний имен прилагательных. 1 15.05
162 Правописание предлогов и приставок. 1 16.05
163 Правописание безударных гласных. 1 17.05
164 Правописание значимых частей слова. 1 18.05
165 Итоговый контрольный диктант. 1 19.05
166 Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. 1 22.05
167 Обучающее изложение. 1 23.05
168 Текст. 1 24.05
169 Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» 1 25.05
170 КВН «Знатоки русского языка» 1 26.05