Баева Светлана
Рабочая программа по рисованию для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования
по художественно-эстетическому развитию
изобразительная деятельность
(«Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова)
для детей 4-5 лет, средняя группа № 15
Разработчики программы :
Баева С. В.
г. Ростов-на-Дону
2021-2022 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по рисованию для средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Рабочая программа разработана в соответствии с :
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от29.12.2012г. ;
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. № 1155;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части художественно-эстетического развития. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
ЦЕЛИ:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно – прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
- формировать представления дошкольников о народном декоративно – прикладным искусстве (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись, о керамических изделиях, народных игрушках.
-Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.
- Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
- Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек.
- Развивать эстетическое чувства, эмоции, переживания, умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
ЗАДАЧИ:
-Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный отклик на предложение рисовать.
-Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства,художественно-творческие способности.
-Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
-Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи,народное декоративное искусство,скульптура малых форм и др., как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании.
-Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисования.
-Закреплять умение сохранять правильную осанку при рисовании : не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь.
-Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке,по окончанию работы убирать все со стола.
-Учить проявлять дружелюбиепри оценке работ других детей.
Рисование.
-Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по траве) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.)
-Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.
-Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия включенными в действие объектами. Направлять внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-Продолжать закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках окружающих предметов и объектах живой природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
-Развивать желание использовать в рисовании разные цвета.
-Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок;использовать их при создании изображения.
-Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи в одном направлении (сверху вниз и слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти.
-Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.
-Формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета,изменяя нажимна карандаш.
-Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование.
-Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
-Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья) ; видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Принципы
Реализации рабочей программы по рисованию основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
-принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
-принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как прогресс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
-соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируется ключевые качества в развитии дошкольников;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,спецификой и возможностями образовательных областей;
-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
-варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
-принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы : 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов в год
Формы реализации программы :
непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
дидактические игры.
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: __ человека.
Пол: __ мальчиков, __ девочек.
Дата комплектования группы : 2 сентября 2019 года.
Условия реализации программы :
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
Для реализации программы используются технические средства : инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие у детей интереса к рисованию.
Совершенствование умений в предметном, декоративном рисовании.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства.
Воспитание желание и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
К концу года дети должны уметь:
При передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствие с содержанием действия и включенными в действие объектами.
Передавать соотношения предметов по величине.
Смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок при создании изображения.
Использовать карандаш, кисть, фломастер, цветные мелки.
Закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении.
Ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
Проводить широкие линии всей кистью, узкие линии и точки – концом ворса кисти.
Чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.
Получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.
Создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
Выделять элементы городецкой росписи, видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи.
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272
на 2021-2022 учебный год)
Дата
№ занятия
Вид и тема
Кол-во часов
Примечание
Сентябрь
02.09.2021
1
Картинка про лето
1 час
09.09.2021
2
На яблоне поспели яблоки.
1 час
16.09.2021
3
Красивые цветы
1 час
23.09.2021
4
Цветные шары
1 час
30.09.2021
5
Золотая осень
1 час
Октябрь
07.10.2021
6
Сказочное дерево
1 час
14.10.2021
7
Яички простые и золотые.
1 час
21.10.2021
8
Красивые цветы
1 час
28.10.2021
9
Рисование по замыслу
1 час
Ноябрь
11.11.2021
10
Украшение свитера.
1 час
18.11.2021
11
Маленький гномик.
1 час
25.11.2021
12
Рисование по замыслу
1час
Декабрь
02.12.2021
13
Рыбки плавают в аквариуме.
1 час
09.12.2021
14
Кто в каком домике живет.
1 час
16.12.2021
15
Снегурочка.
1 час
23.12.2021
16
Новогодние поздравительные открытки
1 час
Январь
13.01.2022
17
Наша нарядная елка
1 час
20.01.2022
18
Маленькой елочке холодно зимой.
1 час
27.01.2022
19
Развесистое дерево
1 час
Февраль
03.02.2022
20
Нарисуй какую хочешь игрушку
1 час
10.02.2022
21
Украшение платочка
(дымковская роспись).
1 час
17.02.2022
22
Украсим полосочку флажками.
1 час
24.02.2022
23
Девочка пляшет
1час
Март
03.03.2022
24
Красивая птичка
1 час
10.03.2022
25
Расцвели красивые цветы.
1 час
17.03.2022
26
Украсим кукле платьице.
1 час
24.03.2022
27
Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок
1 час
31.03.2022
28
Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц».
1 час
Апрель
07.04.2022
29
Сказочный домик – теремок.
1 час
14.04.2022
30
Мое любимое солнышко.
1 час
21.04.2022
31
Твоя любимая кукла
1 час
28.04.2022
32
Дом, в котором ты живешь.
1 час
Май
05.05.2022
33
Празднично украшенный дом.
1 час
12.05.2022
34
Самолёты летят сквозь облака.
1 час
19.05.2022
35
Нарисуй картину про весну.
1 час
26.05.2022
36
Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы.
1 час
Итого:
36
36 часов
3. МЕТОДИЧЕСКое ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое пособие:
-Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика – Синтез, Москва. 2015
-Изобразительная деятельность в детском саду. Т. С. Комарова. Средняя группа, Мозаика – Синтез, Москва. 2015.
Наглядно – дидактические пособия:
Серия «Мир в картинках» :
-Филимоноская народная игрушка
-Городецкая роспись по дереву.
-Дымковская игрушка.
Серия «Искусство – детям»
-Филимоновские свистульки
-Дымковская игрушка
Серия «Мир искусства»
-Портрет
-Пейзаж
-Натюрморт
Пособия для детей:
- Раскраска «Городецкая роспись».
-Раскраска «Дымковская игрушка».
-Раскраска «Филимоновская игрушка».
-Раскраска «Городецкая роспись».