Светлана Комнюкова
Рабочая программа по развитию речи в средней группе по допобразованию
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1310»
Дошкольное отделение №2
Рабочая программа
по речевому развитию
в средней группе №6
на 2022-2023 учебный год
(дополнительное образование)
Составила:
Воспитатель группы №6
Комнюкова Светлана Владимировна
Москва
Август 2022г.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по развитию речи в средней группе по допобразованию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для средней группы №6 ГБОУ «Школа 1310» города Москвы. Разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методического пособия Комплексной образовательной программы Е. В. Колесниковой «От слова к звуку», парциальных программ по развитию речи в средней группе Гербовой В., Ушаковой О. С.
Реализация программы рассчитана на проведение организационной образовательной деятельности один раз в неделю-всего 36 занятий за учебный год.
Продолжительность организованной образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Цель и задачи программы
Цели:
- совершенствовать все стороны детской речи :
-развивать звуковую и интонационную культуру речи;
-развивать фонематический слух;
-формировать предпосылки обучения грамоте, овладения речью как средством общения;
-развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
-развивать речевое творчество;
-знакомить с книжной культурой, детской художественной литературой.
Задачи:
-удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайщего окружения;
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
-расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевшим места в их собственном опыте;
-учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
-вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движения;
-продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около и т. д., время суток, помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова –антонимы (чистый-грязный, светло-темно, учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные);
-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат;
-продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
-развивать фонематический слух : учить различать на слух и назвать слова, начинающиеся на определенный звук;
Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова;
-продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в предложениях;
-побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь;
-учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала;
-продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки;
-продолжать работу по формированию интереса к книге, предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Ожидаемые результаты по речевому развитию к концу учебного года
К концу года дети могут:
-при общении с взрослым выходить за пределы конкретной ситуации, хотя речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер;
-активно сопровождать речью игровые и бытовые действия;
-понимать и употреблять слова-антонимы; уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница);
-понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый);
-выделять первый звук в слове;
-рассказать о содержании сюжетной картины, описать предмет, составить рассказ по картинке;
-проявлять интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, проявлять эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок и историй4
-назвать любимую сказку, рассказ;
-прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
-инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки;
-самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Месяц,
недели
Тема
Программное содержание
Количество часов
Сентябрь
1. Беседа «Как я провел лето», рассматривание картины «Отдых на море»
2. Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насосов, знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе.
3. Беседа «Слава тем, кто хлеб растил!»
Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
4. Беседа «Осенью на огороде и в саду».
Рассматривание картины «Овощи»
Загадки об овощах.
1. Учить детей навыкам диалогической речи, уметь отвечать на вопросы воспитателя, составлять небольшой коллективный рассказ по сюжетной картине.
Закреплять навыки правильного произнощения звуков с словах.
2. Закрепить знания о твердом и мягким согласными «С и Сь».
Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С-Сь» в игровых упражнениях.
Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «С-Сь» в словах, фразовой речи.
Развивать графические умения посредством закрашивания листочков на березе.
3. Познакомить детей с профессиями хлебороба, пекаря.
Продолжать воспитывать ценностное отношение к труду других людей, подчеркивать значимость их труда.
Развивать внимание, память, мышление.
4. Развивать интерес к миру природы, расширять представления о классификации растений.
Развивать поэтический слух, учить понимать образные сравнения, лежащие в основе загадок.
Формировать интерес к речевой деятельности.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Октябрь
1. Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница».
Дидактическая игра «Громко-шепотом».
2. Беседа о фруктах с опорой на стихи Н. Григорьевой, отгадывание загадок о фруктах, нахождение различий в двух похожих рисунках.
3. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.
4. Звуки «З-Зь», знакомство с мягкими и твердыми согласными, слушание чистоговорки, 1. продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Учить детей подбирать похожие по звучанию слова и произносить их с различной силой.
2. Развивать интерес к миру природы, расширять представления о классификации растений.
Развивать поэтический слух, учить понимать образные сравнения, лежащие в основе загадок.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки, развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках.
3. Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).
Знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
Развивать память, внимание, логическое мышление.
4. Закрепить умение проговаривать правильно твердый и мягкий согласные «З-Зь» («песенка большого комара», «песенка маленького комара», способствовать четкому и ясному произношению звуков «З-Зь».
Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая детей интонационно выделять «З-Зь» в словах.
Способствовать развитию слухового восприятия детей через выразительное чтение чистоговорки с использованием логических пауз и ударений.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Ноябрь
1. Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
2. Рассматривание картины «Белка с бельчатами», составление рассказа «Кто заблудился?»,
загадки о животных леса.
3. Звуки «С-Сь», «З-Зь», твердые и мягкие согласные, нахождение различий в двух похожих рисунках.
4. Звук «Ц», рисование огурцов, слушание отрывка стихотворения Г. Сапгира. 1. Развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз, эмоциональной окраски.
2. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы на основе картины, опираясь на вопросы воспитателя.
Учить составлять рассказ на заданную тему, учить согласовывать слова в предложении, правильно называть предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки, развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
3. Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки «С-Сь», «З-Зь» в фразовой речи.
Развивать слуховое восприятие, побуждая детей называть первый звук в слове.
4. Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
Вырабатывать умение слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту.
Побуждать называть последнее слово в предложении п смыслу.
Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.
20 мин.
20 мин
20 мин.
20 мин
Декабрь
1. Чтение сказки С. Козлов «Зимняя сказка».
2. Заучивание С. Есенин «Поет зима-аукает…»
Беседа «Приметы зимы».
3. Заучивание пословиц и поговорок о зиме,
дидактическая игра "Какие бывают иголки?»
4. Звук «Ш» («песенка ветра», рисование шариков, слушание потешки. 1. Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Зачитывать по просьбе детей понравившийся отрывок из сказки.
Учить правильно воспринимать содержание сказки.
2. Учить детей правильно произносить слова, вырабатывать дикцию.
Развивать память, внимание
Развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз, эмоциональной окраски.
3. Дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.
4. Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах, четко и ясно произносить звуки.
Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах.
Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).
Вырабатывать умение читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, предавать свое отношение к окружающему.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Январь
1. Рассматривание картины «Волчица с волчатами», дидактическая игра «Кто у кого?»
2. Чтение русской народной сказки «Рукавичка», дидактическая игра «Назовите животных и их детенышей»
3. Звук «Ж» («песенка жука», рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенкова.
4. Звуки «Ш-Ж», рисование дорожек, повторение стихотворений.
1. Совершенствовать умение детей составлять описательные и повествовательные рассказы с элементами рассуждений.
Развивать умение употреблять в высказывании точные и образные слова.
Учить соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
2. Развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз, эмоциональной окраски.
Подводить к умению образовывать однокоренные слова и способам глагольного словообразования.
3. Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук «Ж» («песенку жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.
Развивать графические навыки (рисование желудей).
4. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ж-Ш» в словах.
Продолжать знакомить с термином «звук».
Вырабатывать умение слушать стихотворения, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Развивать графические навыки.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Февраль
1. Чтение К. Чуковский «Федорино горе»,
заучивание чистоговорки
2. Звук «Ч», раскрашивание предметов, рисование предметов.
3. Беседа «Наша армия родная»
Заучивание пословиц о дружбе, смелости, стойкости.
4. Беседа «День 8 Марта», обсуждение и загадок и пословиц о матери, чтение стихотворения Г. Виеру «Мама».
1. Продолжать работу по формированию интереса к книге, учить понимать слова-антонимы и слова-синонимы.
Способствовать развитию слухового восприятия детей через выразительное чтение чистоговорки с использованием логических пауз и ударений.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
2. Побуждать интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Развивать графические навыки.
3. Познакомить детей с понятием «Родина», воспитывать уважение и гордость за нашу Российскую армию, за воинов, которые охраняют нашу Родину.
Развивать память, внимание, мышление, речь.
4. Воспитывать уважительое отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.
Продолжать развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворения, пословиц.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов.
Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
Развивать активную речь, побуждать отвечать на вопросы строчками из стихотворения. 20 мин.
20 мин.
20 мин.
Март
1. Беседы «Весна», «Прилет птиц», игра «Зимующие-перелетные птицы". 2. Звуки «Ч-Щ», слушание потешки, нахождение различий в двух похожих рисунках.
3. Чтение отрывка из повести А. Толстого «Детство Никиты»,
Отгадывание загадок о перелетных птицах.
4. Составление рассказа по картине «Добрые дела весной», чтение потешек, пословиц, закличек о весне. 1. Закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах, о приметах весны.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
2. Способствовать развитию фонематического слуха, побуждая различать согласные звуки «Ч-Щ».
Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять твердые согласные звуки «Ч-Щ» в словах.
Способствовать умению понимать учебной задачи и ее самостоятельному выполнению.
3. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, отрывки из произведений.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов.
Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
4. Совершенствовать умение детей составлять описательные и повествовательные рассказы с элементами рассуждений.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Апрель
1. Звуки «Л-Ль», рисование неваляшки, слушание отрывка из стихотворения А. Плещеева.
2. Чтение и анализ рассказа А. Сухомлинского «Почему плачет синичка».
3. Познакомить с твердым и мягким звуками «Р-Рь» («песенка большого мотора», «песенка маленького мотора»).
4. Повторение стихотворений о весне, пословиц и поговорок о весне. 1. Способствовать развитию фонематического слуха детей, помогать различать твердые и мягкие согласные звуки «Л-Ль». Побуждать называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворений.
Закреплять умение называть первый звук в словах.
Способствовать развитию графических навыков (штриховка).
2. Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей.
Развивать поэтический слух, учить понимать смысл сравнений, эпитетов, метафор.
Дать представления о том, что слова могут иметь разные значения.
Учить передавать личностное отношение к прочитанному.
3. Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «Р-Рь» в словах.
Способствовать зрительному и слуховому вниманию.
Формировать навык самоконтроля самооценки выполненной работы.
4. Продолжать развивать умение выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.
Способствовать развитию выразительности речи детей.
Развивать активную речь. 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Май
1. Беседа «День Победы», прослушивание песни «День Победы».
2. Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Добежали до вечера».
3. Изготовление оригами «Лодочка», чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
4. Викторина «Загадки к сказкам» 1. Познакомить детей с Праздником 9 Мая, дать представления что он означает для нашей страны.
Воспитывать в детях уважение к героическому прошлому, к ветеранам-воинам, которые воевали.
2. Учить детей запоминать небольшие по объему стихотворения.
Учить читать стихотворения выразительно, пользоваться логическими паузами, ударениями, предавать свое отношение к содержанию стихотворения.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Способствовать развитию глазомера, умению складывать лист бумаги поровну, совмещая углы листа бумаги.
Развивать воображение, творческое видение, пространственное мышление.
Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы, чтение отрывка из «Сказка о царе Салтане».
4. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки, развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Объект мониторинга –достижения детей;
Периодичность мониторинга-1 раз в год: май.
Методы изучения результативности: в процессе мониторинга исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок. Обследование состоит из трех серий:
1 серия заданий на словарный запас и грамматику.
2 серия заданий на звукопроизношение.
3 серия заданий на связную речь.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Используемая литература
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Москва, 2020 Мозаика-Синтез
• Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Е. В. Колесникова ЮВЕНТА 2016
• Развитие речи в детском саду. В Гербова Средняя группа М. Мозаика-Синтез, 2016.
• Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушакова О. С. М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС