МААМ-картинки

Рабочая программа по предмету «Психокоррекционные занятия» (1–4 класс)

Анна Полунова
Рабочая программа по предмету «Психокоррекционные занятия» (1–4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.

Рабочая программа разработана на основе :

Публикация «Рабочая программа по предмету „Психокоррекционные занятия“ (1–4 класс)» размещена в разделах

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №59 г. Краснодара;

- базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2004г. №29/2065-п.

Перечень нормативных документов для проектирования рабочей программы по учебному предмету :

1. Конституция РФ ст. 43 «Каждый имеет право на образование» (1993г.)

2. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989г.

3. Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (2006г)

4. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

5. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (с изменениями от22.12.2008г.)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва «Просвещение», 2011;

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015 №81 «О внесении изменений №3 в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Сан-ПиН 2.4.2.3286-15.

10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).

12. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.

13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

14. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2022-2023 учебный год.

15. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

16. Приказ ДОН от 23.10.2009 года №3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII-VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII-VIII видов в общеобразовательных учреждениях»

17. Приказ МОН КК от 29.01.143 №399 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».

18. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе от 17.04.2015 г. №47-10-474/15-14

19. Устав ГБОУ школы №59 г. Краснодара.

20. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с интеллектуальными нарушениями ГБОУ школы №59 г. Краснодара на 2022-2023 учебный год.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП (вариант 1).

Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций; на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков;

- дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачами курса «Психокоррекционные занятия» являются:

- обогащать познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

- стимулировать развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формировать пространственно-временные ориентировки;

- развивать слухоголосовые координации;

- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

-обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

- формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Данная программа разработана для 1-4 классов специальной коррекционной школы и разделена на 3 направления:

- развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы

- развитие коммуникативных навыков

- для учащихся с нарушениями развития и поведения

Занятия проходят в условиях сенсорной комнаты, средствами которой происходит:

-обогащение чувственного опыта через направленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно – практической и познавательной деятельности;

-освоение простых действий с предметами и материалами, умение следовать определенному порядку (алгоритму);

-развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

-формирование ориентировки в пространстве;

-коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

-формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое;

-коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации.

Данные направления формируют личностные и предметные результаты коррекционного курса, базовые учебные действия.

Развитие и коррекция психических процессов реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, а также принципы коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;

-деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;

-принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.

На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающихся. Основным видом деятельности остаётся игра.

Формы организации детей - занятия в условиях сенсорной комнаты.

Приемы и методы: комплексные занятия (познавательные, практические);

занятия с элементами тренинга;

психологические игры и упражнения;

релаксационные техники;

психогимнастика;

метод цветовой видеогармонизации; спектральная мозаика;

тренинг мышечного расслабления;

волновой тренинг;

организация практических действий;

разрешение проблемных ситуаций;

разыгрывание ситуаций;

использование дидактических игр;

музыкально-ритмические упражнения;

графические задания.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале учебного года для обучающихся первого класса и конце учебного года для обучающихся 1-4 классов. Диагностическое обследование проводится с помощью психологических методик, выявляющих уровень сформированности (не сформированности) таких функций, как состояние общей моторики, ручной моторики, тактильных ощущений, владения сенсорными эталонами, развитие зрительного, слухового, пространственного восприятия, восприятия времени.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Комплектование групп для занятий по предмету "Коррекционные занятия" проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Длительность проведения каждого занятия – 35-40 мин. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек возраста 6-12 лет, состав подгрупп имеет подвижный характер. Занятия могут проходить индивидуально.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Класс Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год

1 класс 3 ч. 33 99 ч.

2 класс 3 ч. 34 102 ч.

3 класс 3 ч. 34 102 ч.

4 класс 3 ч. 34 102 ч.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1. Умение соблюдать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. Развитие навыков саморегуляции.

3. Расширение кругозора с учетом индивидуальных особенностей, наблюдательности, способности замечать новое.

4. Умение делать выбор, опираясь на других участников группы и педагога.

Предметными результатами являются формирование следующих умений.

1. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

2. Выделять существенные признаки предметов;

3. Сравнивать между собой предметы, явления;

4. Обобщать, делать несложные выводы;

5. Классифицировать явления, предметы;

6. Определять последовательность событий;

7. Выявлять функциональные отношения между понятиями;

8. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

• сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

• проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами : минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

5. Содержание учебного предмета.

Раздел «Диагностика» :

- обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Раздел «Адаптация, стабилизация эмоционально-волевой сферы» :

- упражнения на релаксацию с использованием сенсорного оборудования, освоение различных техник дыхания, обучение приемам расслабления, упражнения с элементами основных движений (ходьба по сенсорным дорожкам, упражнения в равновесии, прыжки, метание, игры малой и средней подвижности, игры на имитацию и развитие саморегуляции, упражнения для координацию разных частей тела.

Раздел «Развитие высших психических функций» (зрительного, слухового, кинетического восприятия, памяти) :

- игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др. ; игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению; игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета.

Раздел «Развитие тактильного восприятия» :

- лепка из пластилина (теста, аппликация из разного материала, оригами (конструирование из бумаги, плетение из ниток, веревок, рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой», игры с мозаикой, конструктором, игры с пазлами, сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу, игры с мелкими камушками, сухим песком, пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа, дидактические игры для развития тактильных ощущений, упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности.

Раздел «Развитие средств коммуникации, невербального общения» :

- социо-ролевые игры, игры с использованием плоскостного театра, коллективные игры средней и малой подвижности.

Раздел «Развитие мелкой моторики» :

- игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов, упражнения на развитие координации движений пальцев рук, упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук, имитационные игры и упражнения для кистей рук, упражнения для расслабления рук, развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т. п.).

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1. Программа игровых коррекционных занятий для учащихся 1 класса с проблемами в развитии «Поиграй-ка!» - Красноярск, 1999 г.

2. Амбросьева Н. Н., «Только два пути», сборник сценариев развивающих занятий для детей, взрослых, психотерапевтические сказки, игры, упражнения, Институт сказкотерапии г. Санкт-Петебург.

3. Семенака С. И., «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет – АРКТИ, Москва, 2005 г.

4. Сакович Н. А., «Практика сказкотерапии», сборник сказок, игр и терапевтических программ. Издательство Речь, Санкт_Петербург, 2006 г.

5. Куражевой Н. Ю. «Цветик – семицветик», программа психлого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет». «Речь», Санкт-Петербург – Москва, 2014 г.

6. Колос Г. Г., «Сенсорная комната в дошкольном учреждении», практические рекомендации. АРКТИ, Москва, 2008 г.

7. Метиева, Л. А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

8. Акимова М. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск. : Принтер, 1993. – 20с.

9. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом : сказкотерапия для школьников – М., 2007.

10. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .

11. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М., 2003.

12. Дубровина И. В. Руководство практического психолога : Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.

13. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники/ О. Н. Истратова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 347 с. - (Психологический практикум).

Используемое оборудование: зал для занятий, ковер, записи с релаксационной музыкой и звуками живой природы, муз. программа «ДАР», использование светового оборудования для сенсорных комнат: комплект «Сенсорный дуэт», настенное интерактивное панно «Бесконечность», зеркало «Веселый свет», настенный модуль «Сравнение цветов», интерактивная панель «Цветные фигуры», настенный фибероптический ковер «Звездное небо», световые фибероптические волокна «Волшебный дождь», песочный стол с подсветкой, игровой модуль «Мультилаборатория», интерактивная панель «Вундеркинд» (приложение «Логомер-2», развивающий набор психолога «Приоритет плюс № 4»

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Психокоррекционные занятия» (1–4 класс)
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 11:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по предмету «Психокоррекционные занятия» (1–4 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Полунова (УИ 3136999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД