Марина Клемина
Рабочая программа по окружающему миру для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по курсу «Ознакомление с окружающим миром»
Клемина М. А. – воспитатель;
Суслина М. А. – воспитатель.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Ознакомлению с окружающим миром» для детей 3 – 4 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
• основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – 2100»;
Публикация «Рабочая программа по окружающему миру для детей 3–4 лет» размещена в разделах
• основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»;
• образовательной программы для детей младшего возраста «Ознакомление с окружающим миром», авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова и др.
Цель данной образовательной программы - создание условий для развития у детей познавательных интересов и интеллекта через решение таких задач, как
формирование целостной картины мира;
расширение кругозора детей;
развитие представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе и о виртуальной среде.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к познанию;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать любознательность и познавательный интерес ребенка;
- уважительное отношение к результатам познавательной деятельности детей;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Формы работы : образовательная ситуация (занятие, режимные моменты, взаимодействие взрослых и детей, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Основные направления работы :
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
– Исследование и узнавание реальных объектов окружающего мира.
– Соотнесение объектов окружающего мира со словами языка (называние) и наглядным рисунком.
– Узнавание реальных объектов на рисунке, вычленение их качественных характеристик, вычленение количественной характеристики совокупности реальных объектов.
Данный вид деятельности осуществляется на основе принципа обучения деятельности, одного из ведущих принципов Образовательной системы «Школа 2100», определяющих содержание, технологию, методы и приёмы работы с детьми. В соответствии с ним для занятий с дошкольниками разработана технология, адаптированная к возрасту детей и основанная наспециальным образом организованной (отражающей этапы проблемно-диалогической технологии) последовательности дидактических игр.
В результате организуется такая деятельность детей, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения задач.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Воспитание у ребёнка интереса к явлениям окружающего мира и, как следствие, формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями, интересоваться действиями людей; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру.
Познание всего окружающего мира (и природы в особенности) помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с окружающим миром воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на его активном постижении через наблюдение за ним и выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребёнка ещё невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой как наиболее известным ему объектом. При этом необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Педагог помогает ребёнку получить отчётливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребёнку освоить соответствующий словарь.
Воспитатель создаёт условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это обеспечивает эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.
Решение данных задач осуществляется через формирование элементарных представлений:
– о мире людей;
– о растительном и животном мире;
– о сезонных и суточных явлениях в природе и жизни людей.
Эти представления и понятия предъявляются в системе взаимосвязей, формирующих целостную картину мира.
Дети узнают и используют при решении практических задач сведения:
– о цвете;
– о самом ребёнке и других людях;
– о временах года;
– о животных;
– о растениях и их плодах;
– об одежде, обуви, посуде, мебели, продуктах;
– о времени суток.
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.
Основные задачи развития:
• обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
• воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости;
• обогащение опыта самопознания дошкольников;
• обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного и предметно - наглядного сотрудничества.
Целевые ориентиры:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей :
- имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
- группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
- называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
- способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.