Татьяна Турлович
Рабочая программа по Однкнр в 8 классе с календарно-тематическим планированием
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Учебный процесс по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР) осуществляется на основе следующих нормативных документов:
Законы:
-«Конституция РФ» от 12.12.1993г.
-Конвенция «О правах ребенка» (ст. 12,14);
-«Закон об Образовании в РФ № 273» от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями) (ст. 2, 48, 87);
-Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) (ст. 3, 5);
Публикация «Рабочая программа по Однкнр в 8 классе с календарно-тематическим планированием» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г.
Приказы:
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 10 февраля 2011года.
-Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. No 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями приказ Минобрнауки России)
-Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников. "
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письма:
-Протокол №1/15 от 08.04.2015года Федерального учебно-методического объединения по общему образованию «Примерная основная образовательная программа основного общего образования».
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования
-Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761
Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
-Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России»).
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
Актальность данного предмета состоит в том, что он является продолжением предмета ОРКСЭ.
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю) за счет школьного компонента. Достижения учеников оценивать по пятибальной системе по всем темам, кроме темы «Твой духовный мир», где оценки не выставлять.
Программа будет реализована : в 8 а классе за 35 часов (понедельник, в 8 б классе за 32 часа (четверг).
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты
-готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-осознавать своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
-понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения; правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- проявлять гуманное отношение, толерантность к людям, правильное взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- воспитать уважительное отношение к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
-стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
- овладеть методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- уметь строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
- овладеть коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Предметные результаты
- воспитать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формировать представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-осознавать целостность окружающего мира, расширить знания о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
-использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
-расширить кругозор и культурный опыта школьника, формировать умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
II.Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ Раздел Темы Виды деятельности
1
В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч. Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения
культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека. Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог,обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разны народов».
Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).
2 НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч. Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой
Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
Надежда Дурова.
Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание
заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах,
произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как
нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-
востоковед Г. Цыбиков.
К. Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в
воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный
труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и
взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме,
христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
Учебный диалог на основе иллюстративного материала.
Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки».
Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».
Просмотр фильма, обсуждение, составление родословных, защита родословных.
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ
информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах : анализ информации, представленной в текстах.
Просмотр и оценка видеофильма.
Составление описательного рассказа по картине.
Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ иллюстраций: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»
Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом».
Самооценка
выполненной работы.
Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения».
Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.
Учебный диалог «Обсудим вместе» : сравнение эпических героев.
Чтение и работа с текстами. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».
Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Работа с информацией, представленной в тексте.
Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя.
Работа с рубрикой «Картинная галерея» : описание героя картины. Чтение и оценка
информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.
Чтение и определение главной мысли текста.
Объяснение значения пословиц (поговорок).
Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста «Микула Селянинович».
Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.
Выполнение учебных проектов.
Примерные темы:
1. «Традиции моей семьи».
2. «Семейные ценности в разных религиях»
3
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч. Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие
христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности
православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н. А. Римского-Корсакова, П. И.
Чайковского, М. П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор,
Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Донского края.
Ростовский Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это главный храм Ростовской епархии, расположен в Ростове на Соборной площади.
Соборный Храм Войска Донского
(Войсковой Вознесенский Кафедральный собор, Новочеркасск
Храм Во имя Иконы Божией Матери «Живоносный источник», село Петровка Мясниковского района.
Свято-Никольский Приход в Таганроге.
Преображенская церковь, х. Обуховка Азовского района.
Храм во имя Рождества Христова, станица Нижнекундрюченская Усть-Донецкого района.
Свято-Покровский мужской монастырь, село Верхне-Макеевка Кашарского района.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, станица Старочеркасская.
Святой источник Свято-Иверского женского монастыря,
расположен в городе Ростов-на-Дону в Свято-Иверском женском монастыре.
Храмы города Новочеркасска.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам
и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской
культуры.
Тема 24-25. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства.
Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его
братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм.
Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь. Осознание и выражение своего мнения о роли
христианства для развития культуры России
и православных россиян.
Объяснение роли христианства для развития культуры, образования, просвещения;
Сравнение нравственных ценностей разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
Читать и анализировать текст;
делать выводы.
Продолжение формирования умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических,
философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, поиск информации по заданным и свободным источникам православия;
понимание роль христианства для развития культуры России и православных россиян.
Рассмотрение наиболее известных памятников
культуры России, Ростовской области, связанные с историей православия.
Организация своей познавательной
деятельности: давать характеристики
изученным объектам; делать выводы;
объяснять явления социальной
действительности с научных (исторических, философских) позиций.
Анализ роли ислама, иудаизма, буддизма для развития
культуры России.
Оценка информации о памятниках культуры ислама, иудаизма, буддизма.
Организация своей познавательной
деятельности; характеристика
изученным объектам; выводы.
Учебный диалог: объяснение явления социальной
действительности с научных (исторических,
философских) позиций.
4
КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч. Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного
наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя.
Государственный музей-заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья
Третьяковы. Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли предложенных учителем текстов. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством».
Конструирование вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна
(И. Репин. Портрет С. И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе) : оценим жизненные истории.
5 ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч. Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры
человека. Многообразные интересы человека.
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 34. Итоговое обобщение. Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными»
Учебный диалог: обсудим вместе, заполним таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».
Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год»
Варианты учебных проектов:
- «Правила хорошего тона,или этикет в моей жизни»;
- «Мой пример человека высокой
нравственности»
Учебный проект «Великие ценности культуры»
Анализ и оценка совместной деятельности (парная, групповая работа, в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации.
Тестирование за год.
III. Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ урока.
Тема урока по программе. Кол-во
часов Дата
Раздел 1. В мире культуры. 4
1 Величие многонациональной культуры России 1
2 Величие многонациональной культуры России 1
3 Человек – творец и носитель культуры. 1
4 Законы нравственности – часть культуры общества. 1
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. 13
5 Береги землю родимую, как мать любимую. 1
6 Жизнь ратными подвигами полна. 1
7 В жизни всегда есть место подвигу. 1
8 В труде – красота человека. 1
9 Плод добрых трудов славен. 1
10 Люди труда. 1
11 Бережное отношение к природе. 1
12 Семья – хранитель духовных ценностей. 1
13 Семья – хранитель духовных ценностей. 1
14 Семья – первый трудовой коллектив. 1
15 Семейные ценности в разных религиях мира. 1
16 Семейные ценности в разных религиях мира.
Презентация учебных проектов обучающимися 1
17 Урок обобщения по разделу «Нравственные ценности российского
народа» Презентация учебных проектов обучающимися 1
Раздел 3. Религия и культура. 8
18 Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси. 1
19 Культурное развитие христианской Руси. 1
20 Духовная православная музыка. 1
21 Духовные святыни России, Ростовской области 1
22 Духовные святыни Ростовской области 1
23 Культура ислама. 1
24 Иудаизм и культура. 1
25 Культурные традиции буддизма. 1
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 3
26 Забота государства о сохранение духовных ценностей. 1
27 Забота государства о сохранение духовных ценностей. 1
28 Хранить память предков. 1
Раздел 5. Твой духовный мир 6
29 Твое образование и интересы. 1
30 Твое образование и интересы. 1
31 Твоя культура поведения и нравственные качества 1
32 Диалог культур и поколений. 1
33 Диалог культур и поколений. Презентация учебных проектов
обучающимися 1
34 Диалог культур и поколений. Презентация учебных проектов
обучающимися 1
35 Обобщение пройденного материала за год. 1