Ольга Грачева
Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.
Данная программа рассчитана на пять лет и предназначена для работы с детьми в ДОО, начиная с первой младшей группы.
Публикация «Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Обоснование актуальности программы.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цели и задачи программы :
Цели:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Формирование у детей чувства любви к своей семье, городу, к природе, культуре, истории родного края.
Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
Воспитание здорового образа жизни;
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
Создание развивающей среды в группах.
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь
к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-
жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;
воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Содержание предметно – развивающей среды.
Большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. В группах должны быть оформлены зоны гражданско-патриотического воспитания. Где дети могли бы в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон. Это должны быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного промысла, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т. д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко должны использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей, соответствующие программным задачам, знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном городе, городах России, животных родного края и т. д., рассматривать тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средств эстетического воспитания. Поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных знаний о культуре и предметах народно – прикладного творчества.
. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
V. Механизм сопровождения программы
Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Утверждение плана.
Методическое сопровождение
Организация и проведение семинара по изучению программы.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОО.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьёй.
Сотрудничество с Детской библиотекой.
Сотрудничество с Домом детского творчества, Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
Педагогические условия сопровождения нравственного воспитания :
Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Целесообразность в применении приемов и методов;
Использование приемов релаксации в режиме дня.
сохранение уникалльного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми
и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества;
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Перспективное планирование.
Месяц Тема Неделя Работа с детьми
Сентябрь «Природа на планете Земля». I неделя Беседы об осенних приметах в родном городе.
II неделя Знакомство с народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение дидактических игр: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла».
III неделя «Золотая осень» (форма проведения – целевая
прогулка.) Цель. Формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными: кленовый, берёзовый, рябиновый, липовый. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» стр. 28
IV неделя Чтение стихотворений об осени местных поэтов. (Краснов В. А., Волчихин М. В)
Октябрь «Родная страна». I неделя Наблюдение на тему: «Слушаем звуки улицы». Цель. Развивать у детей умение видеть окружающую красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т. д.).
II неделя «Я и мой город» (беседа о достопримечательностях родного города).
III неделя
Занятие - «Родной город».
Цель. Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая».
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53
IV неделя Экскурсия в библиотеку. Знакомство с поэтами и писателями Тамбовского края и Центрального Черноземья.
Ноябрь «Виды транспорта» I неделя Беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций.
II неделя Чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт.
Занятие - «Наземный пассажирский транспорт родного города»
Цель. Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, маршрутное такси и т. д. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий.
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53
IV неделя С/ Р игры: «Экскурсия по городу на автобусе», «Камаз перевозит груз на стройку».
Декабрь Животный мир родного края. I неделя Занятие - «Животный мир родного рая» Расширять представление детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения». Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 63
II неделя Природоохранная акция «Помогите птицам зимой».
III неделя Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, проживающих в наших лесах. Д/и «У кого какой домик?», «Чей хвост, чья голова?»
IV неделя Проведение новогоднего праздника «Зверюшки на новогоднем празднике».
Январь «Зимушка-зима» II неделя Наблюдение за погодой во время снегопада. Чтение стихотворений о природе местных писателей (Краснов В. А., Волчихин М. В.).
III неделя Занятие - «Зимушка-зима». Цель. Продолжать знакомить детей с зимой, как временем года. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы в родном крае (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). См. стр. 79 Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
IV неделя Знакомство с народными пословицами и поговорками о зиме. См. стр. 94 Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России».
Февраль «День защитников Отечества» I неделя Разучивание стихов, песен, инсценировок, посвященных защитникам Отечества.
II неделя Изготовление подарков для пап и дедушек.
III неделя Тематическое занятие -«День защитника Отечества». Цель. Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65
IV неделя Беседа «Верные друзья – пограничники». Чтение З. Александрова «Дозор»
Март «8-марта». I неделя Занятие - «Мама-первое слово».
Цель. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека, Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65
Изготовление подарков для мам и бабушек.
Разучивание стихотворений о маме, инсценировок.
II неделя Составление рассказа из опыта «Здравствуй мамочка моя».
III неделя Д/игры «Назови маму ласково», «Доскажи словечко».
IV неделя Беседа «Во что играли наши бабушки».
Апрель «Живая и неживая природа». I неделя Занятие – «Жаворонки». Цель. Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 74
II неделя Выставка детских рисунков на тему «В окно повеяло весною».
III неделя Рассказ о национальных традициях русского народа.
IV неделя Разучивание фольклорных песен,
Май «День Победы» I неделя Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев». Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 84
II неделя Экскурсия к Вечному огню и возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОв.
III неделя Экскурсия в ДДТ, посещение мини – музея (выставка, посвященная пионерам – героям).
IV неделя Беседа «Труженики Жердевского района».
VI. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок. Подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Цели-ориентиры для родителей
(семьи воспитанников)
Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.
Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.
Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.
Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села, способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.
Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу, путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села, знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе, интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.
Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.
Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.
Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Цели-ориентиры для педагогов
Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.
Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.
СОрентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
Поощрять родителей за ответственное отношение к при-
роде.
Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.
Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села
(музеями, библиотекой, памятниками истории, созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в фойе Детской школы искусств, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей, направленные на ознакомление с искусством мастеров края.
Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.
Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.
Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров.