людмила величко
Рабочая программа по кружковой работе «Юный строитель» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ФГКДОУ «Детский сад № 154» МО РФ
СОГЛАСОВАНО
на заседании
педсовета
протокол №___
«___»___2020г УТВЕРЖДАЮ
заведующий ФГКДОУ
«Детский сад №154» МО РФ
___ Семенова Е. А.
РАБОЧАЯ
«Юный строитель»
средней группы (4-5 лет)
на 2020 -2021 учебный год
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Воспитатель : Величко Л. С.
г. Оленегорск-2
. Содержание
1. Введение ….3
2. Пояснительная записка…. 4-5
3. Тематический план….…. 6
4. Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы
и режим занятий…. 7-9
5. Литература …9
6. Приложение …. 10
1. Введение
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать что либо.
Конструирование из строительного, природного материала и конструкторов разного вида полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.
С помощью конструирования ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он, как дизайнер творит, показывая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и и воображение.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию для детей 4 – 5 лет «Умелые ручки» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. «ФГОС дошкольного образования» (утвержденная Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»)
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 3.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4. Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
6. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду», Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала».
Место реализации: ФГКДОУ «Детский сад № 154» МО РФ
Название кружка : «Умелые ручки»
Руководителей кружка : воспитатель
Тип программы : художественно-эстетический
Вид программы : развивающая, обучающая
Направление деятельности кружка : конструктивно-модельная
Сроки реализации программы : 1год
Количество и периодичность НОД: 1 НОД в 2 недели, 18 НОД в год
Возрастная категория: дети 4-5 лет
Критерии отбора детей: по инициативе детей
Форма организации деятельности кружка : групповая
Продолжительность занятия: 25 минут
Цель программы : способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования
2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
4. Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.
Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их законные представители, педагоги.
3. Тематический план.
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ.
№ п/п Месяц Тема занятия
1 Сентябрь Загородки и заборы.
Дома. Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 13
2 Забор с узорчатой решеткой.
Дома. Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 19
1 Октябрь Домики.
Дома. Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 21
2 Конструирование зоопарка.
Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 27
1 Ноябрь Терема.
Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 28
2 Конструирование сказочного городка из «Лего-дупло»
Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 31
1 Декабрь Спорт.
Изготовление игрушки для игры с ветром. Конспект.
2 Зимние виды спорта.
Роботы. Л. В. Куцакова, стр. 29
1 Январь Лесной детский сад.
Л. В. Куцакова, тема №1, стр. 34
2 Грузовые автомобили.
Л. В. Куцакова, стр. 35
1 Февраль Автопарк. Л. В. Куцакова, стр. 41
2 Плоскостное конструирование. Выкладывание изображений из геометрических фигур. Л. В. Куцакова, стр. 25
1 Март Мосты.
Л. В. Куцакова, стр. 45
2 Корабли.
Л. В. Куцакова, стр. 49
1 Апрель Придумай и построй. Л. В. Куцакова, стр. 50
2 Самолеты. Л. В. Куцакова, стр. 50
1 Май Повторение. Л. В. Куцакова, стр. 55
2 Повторение. Л. В. Куцакова, стр. 62
4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Формы и режим занятий.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Для обучения детей конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Ожидаемый результат реализации программы :
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
5. Литература.
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
9. Л. В. Куцакова «Занятия из строительного материала в старшей группе детского сада» - Москва 2016, издательство Мозаика-Синтез.
10. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»- Москва 2016, издательство Мозаика-Синтез.
6. Приложение (конспекты).