Ризаева
Рабочая программа по ФЭМП с элементами основ финансовой грамотности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации рабочей Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
1.4. Возрастные особенности воспитанников
1.5. Предполагаемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание и организация образовательной деятельности
2.2. Формы, методы и средства реализации Программы
2.3. Модель взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и социальными институтами
Публикация «Рабочая программа по ФЭМП с элементами основ финансовой грамотности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
2.4. Формы подведения итогов реализации Программы
III. Организационный раздел
3.1. Учебно-тематический план реализации Программы
3.2. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности
3.3. Формы и режим образовательной деятельности
3.4. Материально-технические условия реализации Программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.
Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.
Также в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Направленность Программы : познавательное развитие.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы :
Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная рабочая программа по формированию элементарных математических представлений с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников базируется на основе программ А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику».
1.2. Цель и задачи реализации рабочей Программы :
Цель: формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимыми знаниями и умениями, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи программы :
- учить практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности;
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги»;
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы :
Рабочая Программа разработана на основе следующих принципов :
• Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
• Новое знание вводится не в готовом виде, а организуется самостоятельное открытие его детьми (принцип деятельности).
• У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).
• Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
• Научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
1.4. Возрастные особенности воспитанников:
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. В подготовительной группе необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Раз ступенька, два – ступенька.».
1.5. Планируемые результаты освоения Программы :
У детей формируются следующие основные умения :
• Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
• Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
• Умение находить части целого и целое по известным частям.
• Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
• Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
• Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
• Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
• Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
• Умение соотносить цифру с количеством предметов.
• Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
• Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
• Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
• Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
• Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
• Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
• Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
• Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание и организация образовательной деятельности
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей.
Ориентировочный состав группы – 15-20 человек.
Программа рассчитана на 8 месяцев, на детей 6-7 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 30 минут, всего 62 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
2.2. Формы, методы и средства реализации Программы
Занятия по данной программе имеют различные формы:
-Традиционные
-Комбинированные
-Практические занятия
-Игры, конкурсы
Методы:
-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный ( С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).
2.3. Модель взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников
Взаимодействие с семьей
1. Участие в родительских собраниях
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями
3. Приглашение родителей на открытые занятия и праздники
4. Совместные с семьей проекты
5. Проведение анкетирования с целью выявления мнения родителей о занятиях и учета их предложений, пожеланий
6. Буклеты, консультация для родителей детей подготовительных групп: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников», индивидуальные беседы, итоговое открытое занятие (май).
III. Организационный раздел
3.1. Учебно - тематический план реализации Программы
№
п/п Наименование раздела Количество занятий
1. Подготовка к сравнению предметов и совокупностей. 20
2. Подготовка уизучению чисел 1-10 24
3. Подготовка к формированию пространственно-временным представлений 10
4. Знакомство с геометрическими фигурами 10
ИТОГО: 64
3.2. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности
Тема занятия Количество занятий Дата по факту
по плану фактически
1. Путешествие в Царство математики 1
2. Свойства предметов: цвет, форма, размер 1
3. Свойства предметов: материал 1
4. Что такое товар? Продавцы товара. 1
5. Поиск закономерностей. Таблицы 1
6. Сравнение групп предметов по количеству 1
7. Сравнение групп предметов. Обобщающие слова 1
8. Какие бывают товары? 1
9. Объединяем предметы в одно целое 1
10. Пространственные отношения на, над, под 1
11. Путешествие по городу. Пространственные отношения слева, справа. 1
12. Маленькие покупки. 1
13. Пространственные отношения между, посередине 1
14. Мы идём в цирк. Один - много 1
15. Количество и счет. Один. Число 1 1
16. Как можно узнать о товаре? – экономические минутки. 1
17. Пространственные отношения внутри, снаружи 1
18. Неразлучные друзья крокодил Гена и Чебурашка. Пара 1
19. Мы рисуем картину. Прямая и кривая линия 1
20. Угадай, какая это профессия? 1
21. Отрезок, луч 1
22. Путешествие по сказке «Три поросенка». Число 3 1
23. Счет 1-3 Замкнутые и незамкнутые линии. 1
24. Интересные покупки. 1
25. Ломаная линия. 1
26. Счет 1-4. Число 4 1
27. Отправляемся в кругосветное путешествие по странам геометрических фигур 1
28. Рекламное агентство. 1
29. Путешествие гусеницы. Числовой отрезок 1
30. Монеты. Пятак. Число 5 1
31. Пространственные отношения впереди, сзади 1
32. На детской площадке. Сравнение групп предметов 1
33. Пространственно-временные отношения раньше, позже 1
34. Как Миша понял, что деньги счет любят? 1
35. На строительной площадке. Строим дом. 1
36. Русская народная сказка «Теремок». Счет 1-6. Число 6 1
37. Как Миша учился деньги делить? 1
38. В гости к Винни – Пуху. Величины и их измерение 1
39. Длина. Измерение длины 1
40. 7 чудес света. Число 7 1
41. Количество и счет. Счет 1-7 1
42. Знакомимся с новой профессией: «Миша-брокер». 1
43. В лесной школе. Тяжелее, легче 1
44. В магазин за покупками. Масса 1
45. Измерение массы 1
46. Копейка. Монета. Деньги. 1
47. Количество и счет. Счет 1-8. 1
48. Количество и счет. Число 8. 1
49. Посуда в нашем доме. Объем 1
50. Сравнение по объёму. Измерение объёма 1
51. Путешествие денег в разные страны. 1
52. На весенней полянке. Количество и счет. 1
53. Количество и счет. Счет 1-9 1
54. Число 9 1
55. Путешествие по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино». Площадь 1
56. Аукцион знаний или «Как накопить на любимую игрушку?» 1
57. Измерение площади 1
58. Кот на рыбалке. Знакомство с нулем 1
59. Число 0. 1
60. Дом, где живут деньги. 1
61. Объемные предметы вокруг нас. Шар. Куб. Параллелепипед 1
62. Объемные предметы вокруг нас. Пирамида. Конус. Цилиндр 1
63. Символы 1
64. Экономическая игра: «Что? Где? Когда?» 1
3.3. Формы и режим образовательной деятельности
Режимные моменты Возрастная группа детей 2-3 лет № 8 Возрастная группа детей 2-4 лет № 1 Возрастная группа детей 3-4 лет № 4 Возрастная группа детей 3-5 лет № 3 Возрастная группа детей 4-5 лет
№ 6, № 10 Возрастная группа детей 5-6 лет
№ 7, № 9 Возрастная группа детей 6-7 лет
№ 2, № 5
Приход детей, самостоятельная деятельность 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.30 8.00-8.30 8.05-8.30 8.10-8.40 8.10-8.40 8.20-8.50 8.20-8.50
Игры, самостоятельная деятельность 8.30-9.00 8.30-9.00 8.30-9.00 8.40-9.00 8.40-9.00 8.50-9.00 8.50-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.30 9.00-9.30 9.00-9.40 9.00-10.10 9.00-10.10 9.00-10.50 9.00-10.50
Самостоятельная игровая деятельность 9.30-10.00 9.30-10.00 9.40-10.05 10.10-10.20
Второй завтрак 10.00-10.15 10.00-10.10 10.05-10.15 10.20-12.30 10.10-10.20 10.50-11.00 10.50-11.00
Подготовка к прогулке, прогулка 10.15-12.20 10.10-11.40 10.15-11.45 12.30-13.00 10.20-12.30 11.00-12.40 11.00-12.35
Подготовка к обеду, обед 12.20-12.50 11.40-12.10 11.45-12.15 13.00-15.00 12.30-13.00 12.40-13.10 12.35-13.05
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50-15.00 12.10-15.00 12.15-15.00 15.00-15.15 13.00-15.00 13.10-15.00 13.05-15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.15 15.00-15.15 15.00-15.15 15.15-15.30 15.00-15.15 15.00-15.15 15.00-15.15
Полдник 15.15-15.25 15.15-15.25 15.15-15.25 15.30-16.30 15.15-15.30 15.15-15.30 15.15-15.30
Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей 15.25-16.15 15.25-16.15 15.25-16.15 16.30-17.05 15.30-16.30 15.30-16.40 15.30-16.40
Игры, самостоятельная деятельность 16.15-17.00 16.15-16.50 16.15-16.55 17.05-17.30 16.30-17.05 16.40-17.10 16.40-17.10
Подготовка к ужину, ужин 17.00-17.25 16.50-17.10 16.55-17.20 17.30-18.40 17.05-17.30 17.10-17.30 17.10-17.30
Подготовка к прогулке, прогулка 17.25-18.40 17.10-18.40 17.20-18.50 18.40-19.00 17.30-18.40 17.30-18.50 17.30-18.50
Самостоятельная деятельность, уход домой 18.40-19.00 18.40-19.00 18.50-19.00 7.00-8.00 18.40-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00
3.4. Материально- технические условия реализации Программы
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
• система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
• рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
• активизация познавательного интереса к математике у дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
В кабинете созданы условия реализации программы.
• Для проведения НОД используется специальное помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.
• В кабинете имеется информационно-компьютерное оборудование: видеоплеер, телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор, интерактивная доска. Оборудование поддерживает электронные образовательные ресурсы и программное обеспечение.
Список литературы
1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд-во Бином М. ,2018.
2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь.
3. Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 96 с.
4. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт. - сост. А. А. Смоленцева. – Спб., 2001.
5. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
дидактические игры/авт. -сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт. -сост. М. М. Воронина. - Волгоград: Учитель, 2008.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт. - сост. А. Д. Шатова. – М. : Ювента, 2003.
8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М. : Карапуз, 2002