Ольга Ильина
Рабочая программа по ФЦКМ (средняя группа). Часть 2
Рабочая программа по ФЦКМ (средняя группа). Часть 2
Цель:
Научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта;
Способствовать развитию дошкольников;
Задачи:
Формировать навыки общения (взаимодействия);
Активизировать и обогащать словарный запас, а также развивать моторику, внимание и мышления;
Осознавать смысл произносимых детьми слов,
Развитие продуктивной деятельности
Формирование предпосылок экологического сознания
Публикация «Рабочая программа по ФЦКМ (средняя группа), Часть 2» размещена в разделах
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их— они могут оказаться ядовитыми.
Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Развивать умение детей замечать изменения в природе.
Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень.
Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли : бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима.
Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах : катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна.
Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето.
Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Предметное и социальное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. - развивать умение Сравнивать и группировать предметы по признакам.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и интеграции образовательных областей по разделам:
1. «Коммуникация» - развитие монологической речи при описании своих работ.
2. «Чтение художественной литературы» - конструктивная деятельность по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.
3. «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.
4. «Познание». Формирование элементарных математических представлений - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
5. «Физическая культура» – ориентирование в пространстве.
6. «Социализация» – взаимодействие со сверстниками, проявление инициативы в игровой деятельности.
7. «Труд» – самостоятельная подготовка к ННОД своего рабочего места.
8. «Безопасность» – соблюдение элементарных правил поведения в детском саду.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.
Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 4-5 лет
-Уметь называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
-Называет признаки и количество предметов.
-Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
-Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
-Называет времена года в правильной последовательности.
-Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.