Мария Никитина
Рабочая программа по дополнительному образованию «Режиссерская игра» для детей средней группы 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Режиссерская игра» для детей средней группы.
4-5 лет
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Режиссерская игра“ для детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Режиссерские игры
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Цель театрального кружка «Режиссерская игра» выражается в том, чтобы: дать воспитанникам максимальный объём творческих знаний и навыков в исполнительском искусстве, осуществлять программу развития творческой интуиции воспитанников, обеспечить программу присвоения личностью художественной культуры актера.
Задачи кружка «Режиссерская игра» :
• Воспитание в детях потребности постоянного совершенствования путем индивидуального и коллективного театрализованного действа;
• Помочь детям приобрести навыки актерского мастерства через культуру звучащего слова, умение свободно двигаться в сценическом пространстве;
• Развитие внимания и памяти, художественного восприятия, мышления и воображения;
1.2. Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:
• От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
• От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
• От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:
1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми;
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми;
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание с детьми костюмов и декораций;
5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций. Работа над выразительностью речи;
6 этап – репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций;
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией;
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.
Этапы работы театрального кружка «Режиссерская игра»
• 1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
• 2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
• 3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
2. Содержательный раздел.
2.1. Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
Для закрепления и повышения интереса к инсцинированию со второй младшей группы следует расширять используемый в инсценировках репертуар, виды театров, набор кукол и атрибутов. Побуждать детей к более активному включению в этот процесс, к выполнению простых ролей. Поощрять проявление самостоятельности и развёртывания инсценировок, элементы творчества в выборе средств выразительности при исполнении.
В средней группе продолжать работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки (бибабо).
Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуем использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с товарищами для разыгрывания сценок.
2.2. Приёмы, методы и технологии:
• Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
• Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
• Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Вывод:
Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра – эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
3. Организационный раздел
Кружок организуются с детьми средней группы.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 20-25 минут).
Занятия проводятся с сентября по май.
Сроки реализации Программы –год.
Формы работы по организации художественно – эстетической деятельности: групповая.
Перспективное планирование для средней группы
Месяц Тема Программное содержание Материал
1 2 3 4
Сентябрь –ноябрь
Декабрь
Январь – февраль
Март – май Сказки : «Заюшкина избушка», р. н. с.. «Смоляной бычок», р. н. с.
Сказки : «Маша и медведь», «Колобок» р. н. с.
Игра : «Театр двух актеров», «Две мышки», «Дед и репа».
Сказки : «У солнышка в гостях», «Теремок». Формировать эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать давать оценку поступкам действующих лиц.
Загадки : о зайце, собаке, петухе.
Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Загадки : о кошке, собаке. Фонограммы для сказок «Колобок» «Медведь» - муз. С. Головина ; «Бабушка» - муз. Г. Качанова.
Познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол.
Продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольном спектакле.
Шапочки, игрушки для инсценировки
Список литературы
1. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста». М. ,2003 .
2. Мирясова В. И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.» М., 2000 .
3. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе.» М. ,2000.
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» М. ,2000 .