Лиана Фисенко
Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана на основе :
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации".
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Темочки:
- Изостудия, кружок ИЗО
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No 1726-р).
• Письма Комитета общего и профессионального образования ЛО от 01.04.2015 года No19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности».
• СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. No 41)
Данная программа является модифицированной, содержит 3 вида деятельности с бумагой: торцевание, оригами, лозоплетение. При создании программы использовались разработки педагогов - специалистов по бумагопластике С. Ю. Афонькина, Е. Ю. Афонькиной, С. В. Соколовой, А. М. Зайцевой, Т. Б. Сержантовой и накопленного личного опыта педагога.
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность. Создана с целью развития и реализации творческих способностей обучающихся. В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми процессами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом помогут такие виды творчества как торцевание, аппликация, оригами, вырезание и плетение из бумажной лозы. Торцевание – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, поэтому плетение из бумажной лозы наиболее трудоемкое и сложное. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательного в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, корзины и т. д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Целесообразность создания программы : «Творческая мастерская» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся начальной школы. Работа объединения организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Декоративно прикладное искусство – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Новизна и оригинальность Новизна программы заключается в том, что программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными приёмами работы с бумагой и использованию дополнительных материалов для оформления продукта труда. Она объединяет в себе систему интеграции традиционных и инновационных форм, методов и приёмов обучения декоративно-прикладному искусству, которая направлена на формирование творческих способностей обучающихся, создание необходимых условий для развития мотивационной сферы и творческого потенциала личности обучающегося.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. В настоящее время плетение - один из самых простых, увлекательных и доступных видов декоративно-прикладного творчества, народного промысла. В условиях города настоящую лозу легко заменяют лоза бумажная, поэтому программа знакомит детей не только с основами плетения, но и с волшебным миром бумаги, её свойствами, структурой и особенностями ее использования. Для обучающихся - это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу дополнительного образования, попробовать себя в декоративно-прикладном творчестве. На занятиях дети познают азы скручивания газетных трубочек, осваивают основные приемы плетения. Особенно увлекает плетение различных сувениров. Наступает время коротких дополнительных общеразвивающих программ для детей, в рамках которых каждый сможет научиться современным культурным практикам, компетенциям. В теоретической части программа предусматривает ознакомление: со свойствами бумаги, с видами и техникой плетения из бумажных трубочек, видами и способами покраски бумажных трубочек, алгоритмом составления схем плетения изделий. В практической части дети обучаются: скручивать газетные трубочки, различным приемам и видами плетения, изготавливать изделия из бумажных трубочек. Занятия по данной программе осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами детей. Специальных требований к знаниям и умениям детей не предъявляется.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Особый стимул к творчеству – участие работ детей в выставках разного уровня. Для ребенка очень важен открытый показ результатов обучения (выставка, конкурс, фестиваль творчества). Это стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески. Ребенок реально учится только тогда, когда у него активно включен интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить.
Программа направлена на :
-развитие художественного вкуса :
-выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию;
-социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
-формирование общей культуры;
-профилактику асоциального поведения.
1.2. Цели и задачи
Цель программы : Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из бумажной лозы как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Образовательные :
-познакомить с основами плетения из бумажной лозы, как видом декоративно-прикладного творчества;
-обучить приемам и техникам изготовления изделий из бумажной лозы;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности и творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации; формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое
дело;
-воспитывать дисциплинированность, собранность, работоспособность, трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость и ответственность; сформировать этические нормы поведения и общения и любовь к народным промыслам; создать мотивационную среду и атмосферу успешности для каждого обучающегося.
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
Всеобщности и доступности: возможность приобщения и вовлеченности всех воспитанников в работу с целью удовлетворения их творческого потенциала, запросов и интересов.
Индивидуального подхода: предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических и социальных особенностей воспитанников.
Добровольности: предоставление социальных услуг несовершеннолетним может осуществляться только при условии их добровольного согласия Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных навыков и умений,
Принцип деятельного подхода: воспитание через организацию интересной для воспитанника деятельности;
Принципа опоры на положительное: выявить положительное и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания
Принцип наглядности: иллюстративность, наличие дидактических материалов.
Принцип демократичности и гуманизма: взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей.
Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих
Основные методы и приемы:
методы формирования сознания (фронтальная беседа);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассматривание иллюстраций, беседа).
Основными критериями оценки работ детей являются :
самостоятельность в работе;
внешний вид изделия: аккуратность и качество исполнения, трудоемкость, цветовое решение, композиционное решение;
Форма обучения: очная
Режим занятий: Продолжительность занятий в течение учебного года следующая: при нагрузке 4 часа занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 40 минут с 10 минутным перерывом, при нагрузке в 2 часа- 1 раз в неделю.
Расписание занятий составляется и утверждается директором МБОУ «Средняя школа №57"» по представлению преподавателей с учётом наиболее благоприятного режима занятий и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей, возможностей использования помещения школы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Срок её реализации – 1 год.
Группа комплектуется из всех желающих заниматься этим видом творчества на основании заявления родителей.
Объём и сроки реализации программы : программа рассчитана на 1 год обучения (9 месяцев, её объём 144 часа.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская»
Учебный график.
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 МОДУЛЬ
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Свойства бумаги. История бумаги. 3 2 1 Входящая диагностика — наблюдение, анкетирование
2. История оригами. Условные обозначения, принятые в оригами. 3 1 2 Наблюдение, беседа
3. Базовая форма «треугольник». Создание моделей на основе базовой формы 3 0.5 2.5 Наблюдение, беседа
4 Базовая форма «воздушный змей». Создание моделей на основе базовой формы 3 0.5 2.5 Наблюдение, беседа
5 Базовая форма «двойной треугольник». Создание моделей на основе базовой формы 8 2 6 Наблюдение, беседа
6 Базовая форма «конверт» и «блин». Создание моделей на основе базовых форм 6 1 5 Наблюдение, беседа
7 Базовая форма «птица». Создание моделей на основе базовой формы 3 0,5 2,5
Творческая мастерская Наблюдение, беседа
8 Базовая форма «дом». Аппликация в технике оригами «Теремок» 3 0,5 2,5 Наблюдение, беседа
9 Что такое торцевание. Основные приемы работы. Виды торцевания 3 1 2 Входящая диагностика — наблюдение, анкетирование
10 Сплошное торцевание по замыслу детей. 6 2 4 Наблюдение, беседа
11 Создание открытки и фоторамки 9 2 7 Наблюдение, беседа
12 Создание композиции к сказке «Колобок» 14 2 12 Творческая мастерская Наблюдение, беседа
Итого 64 15 49
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
2 МОДУЛЬ
1. Лозоплетение. История лозоплетения. Процесс изготовления лозы. Окрашивание. Основные приемы работы. Технологические карты. 24 6 18 Наблюдение, беседа
2. Освоение техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка» : подставка для посуды», «Настенное панно».
10 2 8 Творческая мастерская Наблюдение, беседа
3. Освоение техники двумя трубочками. «Подставка для карандашей», «корзинка» и другие изделия.
10 2 8 Наблюдение, беседа
4 Плетение в технике по «спирали». «Топиарий из лозы» 10 3 7 Наблюдение, беседа
5 Изготовление сувениров 10 1 9 Творческая мастерская Наблюдение, беседа
6 Объемные поделки 14 1 13 Наблюдение, беседа
7 Выставка работ 2 2 Конкурс, выставка, презентация работ
Итого 80 15 65
Модуль 1. «Волшебный мир оригами», «Торцевание»
Цель модуля: создание условий для формирования у обучающихся художественных знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества.
Задачи модуля:
• учить создавать поделки в технике оригами и торцевания
• научить простейшим правилам организации рабочего места;
• обучить правилам безопасной работы с простейшими ручными инструментами и материалами;
• развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
Содержание 1 модуля «Волшебный мир оригами»
Теория: инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, выполнение приёмов их рационального и безопасного использования, экскурсия в историю «Как родилась бумага», знакомство с оригами, история оригами; условные обозначения, принятые в оригами; понятие «базовые формы»; знакомство с основными приемами складывания; инструкционные схемы.
Практика: физические и механические свойства бумаги, сходство и различие между различными видами картона и бумаги.
базовая форма «треугольник». Складывание моделей на основе базовой формы «треугольник» по замыслу детей. Композиция «Птицы в лесу».
Базовая форма «Воздушный змей». Создание моделей домашних птиц на основе базовой формы «воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Базовая форма «Двойной треугольник». Создание моделей на основе базовой формы по замыслу детей.
Базовая форма «Двойной квадрат». Складывание моделей на основе базовой формы по замыслу детей. Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Конверт». Складывание фигур на основе базовой формы по замыслу детей. Композиция «В море».
Базовая форма «Блинчик». Подарочные коробочки по замыслу детей.
Базовая форма «Птица». Птица счастья.
Базовая форма «Дом». Аппликация оригами «Теремок».
«Торцевание»
Теория: что такое торцевание. ,основные приемы работы, основные виды торцевания: контурное торцевание, сплошное торцевание. Понятие панно.
Практика: изготовление деталей – торцовок, изготовление цветка методом контурного торцевания. Сплошное торцевание по замыслу детей. Изготовление праздничной открытки, фоторамки. Композиция «Колобок». Коллективная работа — создание панно по замыслу детей.
Модуль №2 «Волшебная лоза».
Цель модуля: развитие творческих способностей обучающихся через практическую деятельность.
Задачи модуля: - изучить историю техники лозоплетения;
- обучить основным приемам работы с бумажной лозой
- развивать творческие способности, познавательную активность обучающихся, образное и пространственное мышление, фантазию, эстетический вкус, внимание;
- воспитывать у детей интерес и любовь к искусству через знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства;
- воспитывать потребность к творческому труду, волевые качества, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Содержание модуля «Волшебная лоза»
Теория: что такое лоза. История лозоплетения. Какую бумагу лучше использовать. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Приемы окрашивания бумажной лозы. Технологические карты.
Практика: скручивание трубочек.
Теория:Техники плетения с одной трубочкой. Техника «плетёнка» :
Практика:. подставка для посуды, «Настенное панно»
Теория:Освоение техники двумя трубочками.
Практика:«Подставка для карандашей», «корзинка» и другие изделия.
Теория: Плетение в технике по «спирали».
Практика «Топиарий из лозы».
Теория: то такое сувенир? Какие бывают сувениры
Практика: изготовление сувениров из лозы изученными приемами плетения
Теория: Объемные поделки: примеры создания фигур из отдельных деталей.
Практика:Коллективная работа «Лебединое озеро»
Выставка работ, защита проектов
1.4 Предполагаемая результативность программы.
Личностными результатами изучения программы «Творческая мастерская» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения программы «Творческая мастерская» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
• последовательность действий на занятии;
• с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками, схемами;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
• слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения программы «Творческая мастерская» является формирование следующих знаний и умений.
В результате обучения по данной программе воспитанники
должны знать:
- инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами,
- базовые формы оригами, лозоплетения, торцевания;
- технику изготовления торцовок;
- основные виды торцевания;
- понятие «композиция»;
- что такое технологическая карта; инструкционная схема.
должны уметь:
- складывать изделия в технике оригами на основе базовых форм по инструкционным схемам;
- выполнять торцевание на плоскости;
- скручивать бумажную лозу;
- создавать композиции из плетеных фигур.