Лариса Гапеева
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Публикация «Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной группы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (5-7 лет) группы МКОУ Юмасинская СОШ разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной (старшей- подготовительной) группы.
Содержание образовательного процесса в старшей- подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
• Уставом МКОУ Юмасинской СОШ
• Нормативными документами дошкольной группы МКОУ Юмасинской СОШ
Цели программы :
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
• Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
• Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
• Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
• Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы :
• Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
• Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
• Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
• Наглядность;
• Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
• Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей группе
Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности детей 5 до 6 лет
Безопасное поведение в природе.
• Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
• Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
• Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе.
• Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
• Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транс порта, о работе светофора.
• Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
• Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
• Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
• Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
• Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
• Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
• Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
• Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
• Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Возрастные особенности детей 6 до 7 лет
Безопасное поведение в природе.
• Формировать основы экологической культуры.
• Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
• Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
• Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
• Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
• Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
• Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
• Расширять представления детей о работе ГИБДД.
• Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
• Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
• Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
• Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
• Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
• Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
• Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
• Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
• Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
• Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
• Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
• Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
• Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
• Знает и соблюдает правила поведения в природе.
• Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
• Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
• Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
• Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
• Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
• Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
• Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
• Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
• Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
• Сформированы навыки личной гигиены.
• Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
• Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
• Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
• Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Перспективное планирование
месяц Навыки безопасного поведения в природе Правила пожарной безопасности Основы безопасности собственной жизнедеятельности Правила дорожного движения
сентябрь • «Ядовитые грибы и
ягоды» Волчкова В. Н. с. 197
• Продуктивная
деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне» • «Пожароопасные
предметы»«Безопасность»Н. Н. Авдеева с. 54
• Дидактическая игра: «Как и
чем тушить пожар?» • «Правила поведения в
детском саду. Конфликты между детьми» «Безопасность» Н. Н. АвдеевАС. 111
• С/ролевая игра «Детский
сад» • «Школа пешеходных
наук» «Правила дорожного движения» Н. А. Извекова с. 17
• Отгадывание загадок по
ПДД и рисование отгадок.
октябрь • Беседа «Съедобные ягоды и
ядовитые растения»
• Продуктивная
деятельность, рисование «Урожай ягод» • Рассматривание картин и
беседа на тему: «Опасные ситуации»
• Сюжетно- ролевая игра:
«Пожарные на учении».
• Беседа «Витамины и
здоровый организм»
• Чтение сказки «Мойдодыр»
К. Чуковского
«Дорожные знаки»«Безопасность» Н. Н. Авдеева с. 117
• Рисование на тему
«Перекрёсток»
ноябрь • «Безопасность на
льду. Осторожно, тонкий лёд»»Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».
с. 126
• Чтение р. н. с «Петушок и
бобовое зернышко» • «Предметы, требующие
осторожного обращения» «Безопасность»Н. Н. Авдеева с. 56
• Просмотр мультфильма
о пожаре.
• Беседа «В гостях у
Айболита»
• С/ролевая игра»Больница» • «Безопасность в
общественном транспорте» «Безопасность» Н. Н. Авдеева с. 114
• С/ролевая игра «Автобус»
декабрь • «Безопасность при
общении с животными»Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».с. 35
• Просмотр мультфильма
«Человек собаке – друг» • «Спички – это не игра»
«Безопасность»Н. Н. Авдеева с. 58
• Чтение рассказа» Б.
Житкова «Пожар в доме» • «Опасные ситуации»
«Безопасность»Н. Н. Авдеева с. 42
• Чтение и обсуждение
стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер» • «Лучший пешеход»
конкурс «Правила дорожного движения» Н. А. Извекова с. 23
• С/р игра «Водители и
пешеходы»
январь • «Безопасность на природе»
Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».с. 157
• Экскурсия в лес • Чтение худ. литературы
«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С. Маршак «Корифей» с. 7-10 • Беседа «Внешность человека
может обманчива»
• Кукольный театр «Волк и
семеро козлят»
• «Безопасное поведение на
улице и в транспорте»
«Правила дорожного движения» Н. А. Извекова с. 24
• Музыкально-дидактическая
игра «Красный, желтый, зеленый».
февраль • «Умеешь ли ты обращаться
с животными»Волчкова В. Н. 192
• Придумывание историй
на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке) • Беседа «МЧС на защите
нашей страны»Затулина Г. Я. 106
• Продуктивная деятельность-
рисование: «Пожарная машина». • «Личная безопасность
дома» Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».с. 47
• Чтение сказки «Три
поросёнка» Обсуждение поговорки «У страха глаза велики» • «Что? Где? Откуда?»
игра «Правила дорожного движения» Н. А. Извекова с. 22
март • «Безопасность на
льду» Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».с. 121
• Встреча с пожарным
инспектором.
• «К кому обратиться за
помощью, если ты потерялся на улице»«Безопасность» Н. Н. Авдеева с. 129
• Лабиринты «Помоги детям
дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома» • «Опасные участки на
пешеходной части улицы»
«Безопасность» Н. Н. Авдеева с. 125
«Осторожно, гололёд»
апрель • «Безопасность на
воде»Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности».с. 105 • «Пожар» «Безопасность»
Н. Н. Авдеевас. 61
• Чтения художественной
литературы С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» • Беседа ««Если хочешь быть
здоров»
• Чтение и обсуждение
стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто • «Катание на велосипеде на
дороге»«Безопасность» Н. Н. Авдеевас. 124
• Дидактическая
игра «Светофор»
май • «На воде, на
солнце»«Безопасность» Н. Н. Авдеевас. 108
• Чтение и обсуждение
стихотворения А. Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.) • Викторина «Знаете ли вы
правила пожарной безопасности»
• Просмотр мультфильма
о пожаре.
• «Безопасность дома и на
улице» Усачёв А. А «Основы безопасности жизнедеятельности». с. 47
• «Поле чудес» игра
• «Правила дорожного
движения» Н. А. Извекова с. 16
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Месяц Формы работы Цель
Сентябрь Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.
Октябрь Буклет «Ребенок и взрослый на улице»
Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению» Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.
Ноябрь Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!» Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.
Декабрь Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей.
Январь Оформление уголка безопасности в группе Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству.
Февраль Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности.
Март Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» Пропаганда здорового образа жизни.
Апрель Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения) Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Май Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом» Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы.
Материально-техническое обеспечение программы
• Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2015г
• Безопасность : Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2007.
• Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность : учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
• Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
• Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
• Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
• Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
• Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
• Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
• Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.
• Усачев А. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М. : АСТ, 2008.
Материально – техническое обеспечение
• ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
• Информационные стенды :
• Модельогнетушителя.
• Настольные игры поПБ.
• Комплект видеофильмов по ПБ.
• Аудиокасеты.