Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
Детский сад «Берёзка»
___ Халтурина А. А.
«___»___20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021-2022 учебный год
по развитию детей старшей группы №7
Воспитатели:
Безруких О. Ю.
Сухорукова Т. А.
С. Мамонтово
1.6. Возрастные особенности воспитанников групп
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Возрастные особенности детей подробно сформулированы в основной образователь-ной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа) :
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до шко-лы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 38- 40.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое по-ведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответст-вующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисова-ния. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть са-мыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуа-ции, ииллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части пред-полагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предме-тов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треуголь-ников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при ана-лизе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети спо-собны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако по-добные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять аде-кватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представле-ния, которые возникают в процессе наглядного моделирования и комплексные представле-ния, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объек-ты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явле-ний (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного воз-раста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригиналь-ные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной ра-боты по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключае-мость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Про-должает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развива-ются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сю-жетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и дета-ли.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельно-сти; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной дея-тельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обоб-щенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения пред-метов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представ-ления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
1.7. Планируемые результаты освоения программы
Обязательная часть
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности до-школьного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возрас-та достижения конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения Про-граммы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного об-разования.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные во ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
В группе созданы условия для осуществления образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1.8. Целевые ориентиры возможного развития детей в результате реализации обяза-тельной части Программы
Целевые ориентиры образования Программы основываются на целевых ориентирах, обо-значенных в ФГОС ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования представлены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, стр. 20.
Целевые ориентиры возможного развития детей в результате реализации части Про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
И. М. Каплунова «Ладушки».
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
• Накоплен опыт восприятия произведений мировой музыкальной
• культуры разных эпох и стилей и народной музыки.
• Реб нок, сопереживает музыке, эмоционально отзывается на музыку.
• Развито музыкальное мышление детей (осознание эмоционального
• содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы,жанра и др.).
• Развито творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творче-ской активности).
• Расширение знаний детей о музыке.
• Дети выражают свои музыкальные впечатления в исполнительской,
• творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
• Развиты музыкально-эстетические потребности,признание ценности
• музыки, представления о красоте
• Восприятие музыкальных образов и представлений.
• Гармоничное музыкальное развитие (развитие слуха, внимания, движения, чувства рит-ма и красоты мелодии)
• Освоение разнообразных приемов и навыков в различных видах
• музыкальной деятельности, адекватно детским возможностям.
• Развитие коммуникативных способностей, возможности творческого
• использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
• Знакомство с многообразием музыкальных форм и жанров в
• привлекательной и доступной форме.
• Обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
Региональный сегмент
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Использует в самостоятельной деятельности подвижные игры населения Алтайского края.
2. Знает произведения художественной литературы о богатырях и героях, о героях обла-дающих крепким здоровьем, о способах заботы о своём здоровье.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает название родного села Мамонтова, его достопримечательности, герб и другие символы.
2. Знает названия городов и населённых пунктов Алтайского края, что Барнаул является столицей Алтайского края
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1. Имеет представление о народах, населяющих Алтайский край, национальных праздни-ках и обычаях русскоязычного населения Алтайского края
2. Знает русские и алтайские поговорки о труде.
3. Имеет представление о производстве Алтайского края, с. Мамонтова, о продуктах труда, которые производят в крае, в родном селе.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Знает народные сказки, колядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки и счи-талки (переводы с устного народного творчества)
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Знает элементы Урало – сибирской росписи.
1.9. Система оценки результатов освоения Программы
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений воспитанников по освоению рабочей программы, а также позволяет осуществлять оценку динамики их достижений.
Педагогическая диагностики необходима педагогам для получения оценки эффективности педагогических действий, что является основой для дальнейшего планирования своей педаго-гической деятельности.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спон-танной и специально организованной деятельности. В ходе образовательной деятельности с детьми педагоги могут создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика проводиться в начале и конце учебного года.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключи-тельно для решения следующих образовательных задач:
-индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построе-ние его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
- оптимизация работы с группой детей.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы группы№7
Объект мони-торинга Возрастная группа Формы и методы педаго-гической диаг-ностики периодич-ность сроки Ответственные исполни-тели
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей:
-«Социально-коммуникативное развитие»;
-Познавательное развитие»;
-«Речевое разви-тие»;
«Художественно – эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие» Старшего дошкольного возраста (старшая) Наблюде-ния, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игровые уп-ражнения Два раза в год Сен-тябрь, май
Воспитате-ли, музыкаль-ный руководи-тель, инструк-тор по ФИЗО, педагог - пси-холог
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Содержание психолого-педагогической работы с детьми старших групп обеспечивает раз-витие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охваты-вает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных или личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуаль-ных особенностей детей, определяется целями и задачами и может реализовываться в различ-ных видах детской деятельности.
Виды детской деятельности
Дошкольный воз-раст
(5-6 лет) игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игры с правилами и другие виды игры;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) форма активности
ребенка
2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционально-го интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжела-тельного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятель-ности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстника-ми.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чув-ства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; форми-рование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самооб-служивания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собст-венных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, жела-ния трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю-дей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному зада-нию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил