Получи документы

Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни

Оксана Ощепкова
Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми 5-7 года жизни, имеющими речевые нарушения,

в том числе тяжелые нарушения речи, задержку психического развития,

посещающих группу комбинированной направленности, группу общеразвивающей направленности и логопункт»

на 2017-2018 учебный год.

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Ощепкова Оксана Олеговна

Публикация «Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни» размещена в разделах

1.1. Пояснительная записка

Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми 5-7 года жизни, имеющими речевые нарушения, в том числе тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, посещающих группу комбинированной направленности/ группу общеразвивающей направленности/ логопункт (далее КЛП) – это нормативно-управленческий документ МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» (далее ДОУ, характеризующий специфику содержания и особенности организации коррекционно-логопедического процесса.

КЛП реализуется в группах комбинированной направленности, в группах общеразвивающей направленности в условиях реализации адаптированной образовательной программы (далее АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на логопункте. Срок реализации КЛП составляет 1 учебный год, но может изменяться от срока поступления ребенка в ДОУ и степени речевых нарушений. КЛП реализуется на русском языке.

КЛП разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС ДО) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. № 2/15).

КЛП сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

КЛП рассчитана на детей от 5 до 7 лет с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников и жизненной ситуации ребенка. КЛП согласована с режимом пребывания ребенка в детском саду, гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в соответствии с физиологическим периодом развития.

Данная программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Письмо от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 о направлении методических рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ;

- Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «Детство», 2014, (авторский коллектив Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. ,

- Примерная адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет, автор Н. В. Нищева.

- Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида»;

- Другие локальные акты МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида».

1.1.1. Цель и задачи коррекционно-логопедической программы.

Цель: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков речи у детей 5-7 года жизни, посещающих группу комбинированной направленности, общеразвивающей направленности или логопункт, осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы начального образования, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией разной степени выраженности (от фонетического нарушения до общего недоразвития речи I – III уровней речевого развития). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач КЛП является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

В КЛП предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в КЛП рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в КЛП является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию коррекционно-логопедической программы.

Коррекционно-логопедическая работа строится на общедидактических и специфических принципах.

Одним из основных принципов КЛП является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, воспитателей, педагога - психолога, музыкального руководителя и медицинских работников, в том числе врача - невролога. Обязательными участниками коррекционно-развивающего процесса являются родители (законные представителя) детей.

1.1.3 Значимые характеристики для разработки и реализации коррекционно-логопедической программы.

Учитель-логопед осуществляет работу с детьми 5 – 7 лет, имеющими нарушения речи (ФФНР, Общее недоразвитие речи. I, II, III и IV уровни речевого развития, а также с детьми, имеющими задержку психического развития. При наличии свободных мест на занятия могут быть зачислены дети, имеющие более легкие речевые нарушения (фонетическое недоразвитие речи).

1.1.3.1 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи с I по IV уровень речевого развития.

1.1.3.3 Общая характеристика контингента детей, зачисленных на занятия к логопеду.

Контингент детей 5 – 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи. I, II, III и IV уровни речевого развития, а также с детей, имеющих задержку психического развития, посещающих МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» (по адресу Карла Маркса, 20, принятых в КЛП в 2017-2018 учебном году.

Старшая группа комбинированной направленности. Всего в группе 20 детей, из них детей с ограниченными возможностями здоровья – 12 человек, из них 4 ребенка с ЗПР, 8 детей с ТНР (6 мальчиков, из них с ЗПР – 1 человек, ТНР – 5 человек; 6 девочек, из них с ЗПР – 3 человека, с ТНР – 3 человека).

Уровень актуального развития в пределах возрастной нормы у 2 человек, у остальных ниже возрастной нормы. Наблюдение и лечение у врача невролога – 100%. Занятия с учителем-логопедом – 100%, с педагогом-психологом – 100%, занятия с учителем-дефектологом – 33%.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией – 1 человек.

- Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития у ребенка с дизартрией – 5 человек (41%).

- Общее недоразвитие речи. II - III уровень речевого развития у ребенка с дизартрией – 1 человек.

- Общее недоразвитие речи. II уровень речевого развития - 4 человек (41%, из них у ребенка с дизартрией – 3 человека, с алалией 1 человек.

- Общее недоразвитие речи. I - II уровень речевого развития у ребенка с дизартрией - 1 человек.

Повторное обследование на ПМПК перед обучением в школе рекомендовано 7 детям. Но возможно направление на дополнительное обследование на любом этапе коррекционной работы, например, по итогам этого учебного года или по итогам 2-х лет обучения.

Из 8 детей, не имеющих статус ОВЗ еще 4 ребенка крайне нуждаются в прохождении ПМПК и определению ОП, остальные дети, нуждаются в помощи логопеда и психолога в разной степени. По итогам логопедического обследования этих детей:

- Фонетическое нарушение речи – 1 человек,

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 2 человека,

- Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития – 3 человека,

- Общее недоразвитие речи. II - III уровень речевого развития у ребенка с алалией – 1 человек.

Подготовительная группа комбинированной направленности. Всего в группе 20 детей, из них детей с ограниченными возможностями здоровья – 15 человек, в том числе с тяжелыми нарушениями речи – 11 человек, с задержкой психического развития – 4 человека. Из 4 детей с ЗПР:

- 2 мальчика - ОНР. II-III уровень речевого развития,

- 1 мальчик - ОНР I-II уровень речевого развития, у ребенка с алалией,

- 1 девочка - ОНР I-II уровень речевого развития,

Таким образом, у всех 4 детей, имеющих задержку психического развития, речевое развитие ниже возрастных нормативов и соответствует ОНР от I-II уровень речевого развития у ребенка с алалией до II-III уровень речевого развития.

Из 11 детей с ТНР:

1 мальчик - ОНР. III уровень речевого развития

1 мальчик – ОНР. II-III уровень речевого развития у ребенка с алалией

1 мальчика – ОНР. II-III уровень речевого развития

2 мальчика – ОНР. III уровень речевого развития у ребенка с заиканием

3 девочки - ОНР. III уровень речевого развития у ребенка с дизартрией

3 мальчика - ОНР. III уровень речевого развития у ребенка с дизартрией.

Таким образом, все 11 детей, имеют ТНР, соответствующие ОНР от II-III уровня речевого развития до ОНР III уровня речевого развития, из них 2 ребенка с заиканием, 1 ребенок с алалией, 5 детей с дизартрией.

Остальные 5 человек не имеют статуса ОВЗ, 4 из них имеют речевые нарушения различной степени тяжести:

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 человек;

- Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития – 3 человека;

1.2. Характеристика макросоциума

Огромное значение для успешного развития личности ребенка имеет единство целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения утвердившихся в обществе, семье, с учетом особенностей в социально-культурной, природно-климатической среде определенной территории.

Учитель-логопед МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» осуществляет работу в тесном сотрудничестве и взаимодействии с социальными партнерами.

1.3. Планируемые результаты освоения коррекционно-логопедической программы.

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР и ЗПР.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы.

Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

1.3.1. Возрастные нормы развития речи детей 5 лет.

Нормы общения. Овладеть монологической речью. Слушать, отвечать на вопросы по существу распространенными предложениями. Пересказывать сказки Составлять рассказы-описания. Составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин. Составлять рассказы из личного опыта. Развитие словаря (около 3000 слов). Овладевает навыками словообразования и словоизменения. Появляется интерес к звуковому оформлению слова. Формируются навыки звукового анализа. Грамматический строй. Продолжается формирование грамматического строя. Допускается неверное употребление окончаний, сложных предлогов, приставок Ошибки в согласовании слов в предложении. Звукопроизношение и фонематический слух. Ребенок четко произносит все звуки. Выделяет гласные звуки на слух Активно использует интонацию при пересказе, рассказе. Умеет менять силу и высоту голоса.

1.3.2. Планируемые промежуточные результаты освоения Образовательной программы ДОУ для детей 5 лет. К пятилетнему возрасту при успешном освоении Образовательной программы ДОУ может быть достигнут следующий уровень детского развития по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие»:

- Активный словарный запас составляет больше 2000 слов.

- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

- Использует все части речи, распространенные предложения и предложения с однородными членами.

- Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

- Умеет выделять первый звук в слове.

- Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

- С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

- Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится вне ситуативной.

- В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

- Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Может выучить небольшое стихотворение.

- Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

- Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

- Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый).

- Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

- Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

1.3.3. Возрастные нормы развития речи детей 6 лет.

Нормы общения. Активно пользуется развернутой фразой. Строит самостоятельные высказывания. Связно пересказывает и рассказывает о происходящих событиях. Словарный запас (около 4000 слов). Стремительно растет словарный запас. Появляется большое количество прилагательных, наречий, причастий и деепричастий. Грамматический строй. Допустимы редкие ошибки в употреблении сложных форм слов (5 ухов, деревов) Звукопроизношение и фонематический слух. Формирование звукопроизношения к этому возрасту должно быть полностью закончено. Формируются первоначальные навыки звукового анализа. Ребенок научается определять позицию звука в слове. Выделяет слова в предложении. Формируются предпосылки для овладения грамотой. Заканчивается оформление интонационной стороны речи (вопрос, восклицание).

1.3.4. Планируемые промежуточные результаты освоения Образовательная область «Речевое развитие»

- Имеет достаточный богатый словарный запас.

- Может участвовать в беседе.

- Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

- Определяет место звука в слове.

- Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

- Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

- Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.

- Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

- Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.

- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

- Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

- Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

- Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики и т. д.

1.3.5. Возрастные нормы развития речи детей 7 лет.

Нормы общения. Хорошо развита фразовая речь. Умеет строить сложные фразы, пользоваться распространенными предложениями. Связно логично рассказывать и пересказывать. Фантазирует, сочиняет. Словарный запас. Достаточно высок. Во многом зависит от социальных условий. Грамматический строй. Допустимы отдельные нарушения в употреблении глагольных форм, несклоняемых существительных (пальто). Звукопроизношение и фонематический слух. Все звуки должны произноситься четко, без искажений. Звуки должны хорошо различаться и выделяться в речевом потоке.

1.3.6. Планируемые промежуточные результаты освоения Образовательная область «Речевое развитие». На этапе завершения дошкольного образования детей от 6 до 7 лет при успешном освоении Образовательной программы ДОУ может быть достигнут следующий уровень детского развития по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие»

- Имеет достаточный богатый словарный запас.

- Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

- Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметам).

- Активно использует монологическую речь, используя грамматические формы, правильно согласует слова в предложении.

- Свободно рассказывает истории по сюжетным картинкам.

- Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

- Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

- Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложноподчиненные предложения разных видов, с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

- Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

- Называет в последовательности слова в предложении.

- Определяет свободно место звука в слове и умеет делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

- Находит в предложении слова с заданным звуком.

- Охотно рассказывает сверстникам о случившемся или увиденном.

- Использует свободно выразительную речь для передачи эмоционального отношения.

- Умеет внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.

- Правильно использует грамматический строй речи, согласует слова, произносит звуки в слове, ставит ударения.

- Имеет хороший запас бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

- Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.

- Различает жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, былина, может объяснить основные различия.

- Называет любимые сказки и рассказы.

- Знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

- Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

- Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки-рассказа и т. д.

Публикации по теме:

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями» Логопедическая помощь - пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений.

Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Многократное повторение речевого материала в период.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционной.

Картотека коррекционно-развивающих игр для детей 2-го года жизни 1. Игра «Подбери колёса к машине». Цель: Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в различении и соотнесении 4-х основных цветов:.

Конспект коррекционно-логопедического занятия с детьми 4-го года жизни «Путешествие Колобка» Цели: Образовательные: - развитие восприятия речи; - увеличение словарного запаса ребенка; - расширение речевого общения детей в сочетании.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 5–6 лет Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Развлекательная программа с детьми четвёртого года жизни «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем»Развлекательная программа с детьми четвёртого года жизни «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем» Цель: расширять знания детей о празднике День защитника Отечества. Задачи: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 11:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-логопедическая программа работы с детьми с речевыми нарушениями 5–7 года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ощепкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД