Филяева Ольга
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков» для 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Азбука истоков“ для 1–4 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся могут быть представлены через:
овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей и категорий;
приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
развитие коммуникативных умений;
развитие управленческих способностей;
наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы», который представлен в Стандарте:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предметные результаты:
Дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Ожидаемые результаты:
формирование системы духовно-нравственных ценностей;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
расширение кругозора и словарного запаса.
освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.
Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
2) Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
Содержание представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.
Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.
Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.
Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».
Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.
Главными целями курса в 1-м классе являются :
Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу. Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
- межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
- ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
- обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
1 класс
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
СЛОВО ОБРАЗ КНИГА
• Золотое сердечко
• Доброе Слово
• Честное Слово
• Слово о родителях
• Святое Слово • Родник
• Первый Образ
• Светлый Образ
• Образ Богородицы
• Благодатный Образ • Книга
• Первая Книга
• Живая Книга
• Книга книг
• Мир Книги
Формы и виды деятельности
- игровая; - познавательная; - сюжетно - ролевые игры; - просмотр мультфильмов; - конкурсы; - посещение библиотек; - праздники.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
• нравственной самооценки;
• этики поведения;
• отношения к жизненным ценностям;
• нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей
3) Тематическое планирование
Количество часов всего – 33 ч
Дата №п/п
№ в теме Раздел / Тема урока
I четверть (9 ч)
1. Слово (10 часов)
1
1.1 ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Драгоценный дар Слова. Слово, как ценность.
2
1.2 Золотое сердечко любит («Доброе Слово», надеется («Честное Слово») и верит («Святое Слово»). Слово о родителях - основа жизни.
3
1.3 ДОБРОЕ СЛОВО. Смысл жизни - делать добро. Доброе слово - доброе дерево - добрый плод.
4
1.4 Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
5
1.5 ЧЕСТНОЕ СЛОВО - основа крепкой дружбы. Духовная искра. Верность. Верный друг.
6
1.6 Верность. Верный друг.
7
1.7 СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях
8
1.8 Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях
9
1.9 Доброе Слово о родителях - основа жизни.
II четверть (7 ч)
1
1.10 СВЯТОЕ СЛОВО. Верить - значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт.
2. Образ (12 часов)
2
2.1 РОДНИК - начало жизни.
3
2.2 Святой источник. Святая вода.
4
2.3 Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?
5
2.4 ПЕРВЫЙ ОБРАЗ. О том, как Золотое сердечко спасает.
6
2.5 Спаситель. Спас нерукотворный.
7
2.6 Первый Образ. Крест. Слово Образа.
III четверть (9 ч)
1
2.7 СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Белый свет. Светлый путь.
2
2.8 Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.
3
2.9 ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. Дом Пресвятой Богородицы.
4
2.10 Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница».
5
2.11 Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.
6
2.12 БЛАГОДАТНЫЙ ОБРАЗ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный Образ.
3. Книга (10 часов)
7
3.1 КНИГА. О том, как Золотое сердечко созидает.
8
3.2 Как Книга передаёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа. Любимая Книга.
9
3.3 ПЕРВАЯ КНИГА. Твоя Первая авторская Книга («Мои Истоки»).
IV четверть (8 ч)
1
3.4 Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить?
2
3.5 ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги.
3
3.6 Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.
4
3.7 КНИГА КНИГ. Свет Учения. Заповеди Божии.
5
3.8 Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная.
6
3.9 МИР КНИГИ. Торжество Света и Добра.
7
3.10 Выбор. Открытия. Чтение, как ценность.
8
3.11 Выбор. Открытия. Чтение, как ценность
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект
1. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Методическое пособие. – М., 2000.
2. Бандяк О. А. Истоки : 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Дидактический материал. – М., 2000.
3. Бандяк О. А. Истоки : 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Методическое пособие. – М., 2000.
4. Бандяк О. А. Истоки : 2 класс : Методические указания. – М., 1996.
5. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
6. Истоки : 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
7. Истоки : 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
8. Камкин А. В. Истоки : 2 класс. – М., 2000.
9. Камкин А. В. Истоки : 3 класс. – М., 2000.
10. Камкин А. В. Истоки : 4 класс. – М., 2002.
11. Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы) : Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
12. Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
13. Камкин А. В., Котельникова Н. В. Истоки : 3 класс : Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
14. Котельникова Н. В. Истоки : 2 класс : Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2000.
15. Котельникова Н. В. Истоки : 3 класс : Рабочая тетрадь. – М., 1999.
16. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
17. Кузьмин И. А., Давыдова Е. Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2004.
18. Смирнова Т. Н., Ергина В. Д. Истоки : 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Рабочая тетрадь. – М., 2004.
19. Твардовская Н. Ю. Истоки : 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Методическое пособие. – М., 2000.
20. Твардовская Н. Ю. Истоки : 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка) : Дидактический материал. – М., 2000.