Торосян Татевик
Рабочая программа кружка дополнительного образования в ДОУ «Веселые прописи»
По дополнительному образованию социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет.
Срок реализации программы - 1 год
1. Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Публикация «Рабочая программа кружка дополнительного образования в ДОУ „Веселые прописи“» размещена в разделах
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Актуальность
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; - систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Цели: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
2. Учебный план
Возрастная группа-5-6 лет Продолжительность занятия-25 минут Периодичность в неделю-1 Количество в месяц-4 Количество в год-32
3. Календарно-тематический план:
(Состав таблицы)Дата Тема Количество часов Планируемая дата Фактическая дата
октябрь 1неделя Вводная беседа. 25 мин 7.10.21
2 неделя Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» Рисование точек 25 мин 14.10.21г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять Рисование точек и крестиков 25 мин. 21.10.21г
4неделя Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять Рисование коротких вертикальных линий Закрепление пройденного материала 25 мин
28.10.21г
ноябрь1 неделя Гимнастика для глаз Речевая игра с муз. инструментами «Листопад» Рисование коротких горизонтальных линий 25 мин. 4.11.21г
2неделя Рисование длинных вертикальных линий Речевая игра с муз. инструментами «Листопад» 25 мин. 11.11.21г
3 неделя Пальчиковая гимнастика «Осень»
Речевая игра с муз. инструментами «Листопад»
Рисование длинных горизонтальных линий25 мин. 18.11.21г.
4неделя Гимнастика для глаз Рисование длинных горизонтальных линий в чередовании с вертикальными
Закрепление пройденного материала 25 мин. 25.11.21г.
декабрь 1 неделя Пальчиковая гимнастика «Елочка» Рисование наклонных линий Речевая игра «Веселый язычок»
Закрепление пройденного материала 25 мин. 2.12.21г
2 неделяПальчиковая гимнастика «Елочка»Речевая игра «Веселый язычок»Рисование уголков 25 мин. 9.12.21г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»
Штриховка (раскраска) 25 мин. 16.12.21г.
4неделя Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»
Речевая игра «Веселый язычок»Штриховка (раскраска) 25 мин. 23.12.21г
январь 1неделя Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»
Штриховка (раскраска)Закрепление материала 25 мин. 30.12.21г
2неделя Речевая игра с муз. инструментами «Снег»Упражнение в прописи. (дорисуй линии и елочки) 25 мин. 13.01.22г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Подарки»Графическоеупражнение «Дорожки» Массаж рук карандашом 25 мин. 20.01.22г
4неделя Речевая игра с муз. инструментами «Снег»Штриховка (раскраска)
Закрепление материала 25 мин. 27.01.22г.
февраль1неделя Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Продолжи узор (прописи)Игра «Волшебный мешочек» 25 мин. 3.02.22г.
2неделя Гимнастика для глазРисование по клеточкам машины (тетрадь)
Штриховка (раскраска) 25 мин. 10.02.22г.
3неделя Пальчиковая гимнастика «Подарки»Рисование по клеточкам ракеты.
Массаж рук карандашомШтриховка (раскраска) 25 мин. 17.02.22г.
4неделя Речевая игра с муз. инструментами «Снег»Штриховка (раскраска)
Закрепление материала 25 мин. 24.02.22г.
март1неделя Речевая игра «Веселый язычок» Работа в прописях (листики, вишенки)Штриховка (раскраска) 25 мин. 3.03.22г
2неделя Речевая игра с муз. инструментами «Пчелы водят хоровод»
Выкладывание узора из счетных палочек.
Рисование по клеточкам " Корабль" 25 мин. 10.03.22г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Апельсин»Работа в прописях. Штриховка (раскраска) 25 мин. 17.03.22г.
4неделя Гимнастика для глазШтриховка (раскраска)Рисование по клеточкам "Апельсин" Закрепление материала 25 мин. 24.03.22г.
апрель 1неделя Речевая игра «Солнце или дождик» Рисование по клеточкам -цветок (тетрадь)Штриховка (раскраска) 25 мин. 7.04.22г
2неделя Речевая игра с муз. инструментами «Пчелы водят хоровод»
Штриховка (раскраска) Дорисуй узор" (пропись)25 мин. 14.04.22г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Апельсин»Графическое упражнение
«Допиши» (пропись)Рисование по клеточкам белочки 25 мин. 21.04.22г
4неделя Гимнастика для глазРабота в прописях. (дорисуй рыбок по образцу)
Закрепление материала 25 мин. 28.04.22г.
май1неделя Речевая игра «Солнце или дождик» Рисование по клеточкам -грибок (тетрадь)Штриховка (раскраска) 25 мин. 5.05.22г
2неделя Речевая игра с муз. инструментами «Пчелы водят хоровод»Штриховка (раскраска)Рисование по клеточкам "зайца" (тетрадь)25 мин. 12.05.22г
3неделя Пальчиковая гимнастика «Апельсин»Работа в прописях. Штриховка (раскраска)25 мин. 19.05.22г
4неделяГимнастика для глаз Работа в прописях Штриховка (раскраска)
Закрепление материала 25 мин. 26.05.22г.
4. Содержание изучаемого курса
1. В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Сроки реализации: с 1 октября 2021г. по 31 мая 2022года
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25 минут предназначена для работы с детьми 5 -6 лет.
2. Возрастные особенности детей 5-6 лет
• Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.
• Не сформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
• Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. • Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
3. Организация детского внимания;
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Ожидаемые результаты:
К концу старшей группы предполагается развитие и совершенствование у детей:
• мелкой моторики рук (гимнастическое развитие,зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой); •крупных движений и умения владеть своим телом;
• пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); •активной речи, словарного запаса; • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
5. Организационно педагогические условия
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 дет). Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Организация образовательного процесса:
1. Подгрупповая (до 12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
2. Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
25 минут - старшая группа (5 -6 лет,
Режим кружковой деятельности:
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе