Ларина Галина
Рабочая программа кружка «Я и другие» для обучающихся 3–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов. Программа «Я и другие» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе: программы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О. В. и учебно-методического комплекса «Все цвета, кроме черного» М. М. Безруких, А. Г. Макеевой, Т. А. Филипповой
Публикация «Рабочая программа кружка „Я и другие“ для обучающихся 3–4 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель программы :
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать навыков коллективной деятельности и решения специфичных проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
6. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
9. Формировать у обучающихся готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения
Планируемые результаты реализации программы :
первый уровень – в результате изучения курса обучающийся может получить представление о:
том, что такое фантазия, ложь, сны, мечты
том, что такое мысли, знания
том, что такое цели, лень и как развивать силу воли
том, что такое собственное мнение, точка зрения, как можно приводить аргументы
том, что такое забота милосердие и добросердечность
том, что такое хобби и увлечения, как найти себе увлечение по душе
том, что такое родство, гениалогическое древо и как нужно себя вести, что бы поддерживать хорошие родственные отношения
том, что такое конфликт и какие существуют способы его разрешения.
второй уровень – в результате изучения курса учащийся может научиться:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
определять и формулировать цель в совместной работе
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
контролировать свою речь и поступки
толерантному отношению к другому мнению
самостоятельно решать проблемы в общении
грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
третий уровень – в результате изучения курса обучающийся может приобрести опыт:
определения и формулировки цели в совместной работе
осознанного выбор в сложных ситуациях
соотнесения результатов с целью и оценивания его.
понимания собственных возможностей и способностей
осознанного признания и уважения прав других людей
формулирования собственного мнения и позиции
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
С учетом возрастных особенностей каждое занятие включает в себя динамическую смену различных видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, спортивно-оздоровительной. В ходе занятии используются следующие формы и методы: просмотр видеоматериалов; игры; ролевые игры и упражнения-активаторы; форма круга; сюжетно - ролевые игры; игры с правилами, в т. ч. настольные; психогимнастические игры, психодрама, дискуссионные игры.
Раздел 1. Я – фантазёр (4 часа)
Я – ученик. Что интересно ученику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?
Школа моей мечты - какая она?
Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?
Мои сны: что в них правда, а что – фантазии?
Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (4 часа)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Умение владеть собой (4 часа)
Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Тематическое планирование
№ Раздел,
Тема, количество часов Основные понятия Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1. Я – фантазёр (4 часа) Фантазии, ложь, сны, мечты П1 М 1-3,6,10-12 Л1-3
2. Я и моя школа (4 часа) Учение, мысли, знания П1-3 М 1-13 Л 1-3
3. Умение владеть собой (4 часа) Цели, лень, сила воли, воля П1-3 М 1-13 Л 1-3
Игротека (12 часов)
Итого 24 часа
Календарно-тематическое планирование
Центр решения жизненных ситуаций
«Я и другие»
Дата Тема Кол-во
часов
04.09.19 Игротека «Снежный ком» 1 ч.
Я умею фантазировать. Фантазии и ложь 1 ч.
11.09. 19 Игротека: «По алфавиту» 1 ч.
Я умею сочинять 1 ч.
18.09. 19 Игротека: «Караси и щука» 1 ч.
Мои сны 1 ч.
25.09. 19 Игротека: «Три, Тринадцать, Тридцать» 1 ч.
Мои мечты 1 ч.
02.10. 10 Игротека: «Кружева» 1 ч.
Я и моя школа 1 ч.
09.10. 19 Игротека: «Цветные флажки» 1 ч.
Я и мой учитель 1 ч.
16.10. 19 Игротека: «Космонавты» 1 ч.
Я и мои одноклассники 1 ч.
23.10. 19 Игротека: «Шерлок Холмс» 1 ч.
Как справиться с «Немогучками»? 1 ч.
30.10. 19 Игротека: «Третий лишний» 1 ч.
Я – это мои цели. 1 ч.
06.11. 19 Игротека: «Путаница» 1 ч.
Хозяин своего Я 1 ч.
13.11. 19 Игротека: «Вороны и воробьи» 1 ч.
Не хочу быть плохим 1 ч.
20.11. 19 Игротека: «Караси и щука» 1 ч.
Умей расслабиться 1 ч.
Всего 24 ч.