Людмила Парамонова
Рабочая программа кружковой работы «Пластилиновая радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребёнка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Пластилиновая радуга“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Лепка, пластилин
- Темочки
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включено формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). В изобразительную деятельность входит лепка, которая имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Лепка влияет на развитие чувства формы, занятия лепкой способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Одна из нетрадиционных техник работы с пластилином — пластилинография. Это создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, которая развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии с детьми дошкольного возраста нами определены аксиологический, компетентностный и личностно-деятельностный подходы. С точки зрения аксиологического подхода продукты изобразительной деятельности (лепки) могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прагматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной изобразительной деятельности и саморазвитие ребенка.
Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная парциальная программа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пластилинографии обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.
данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию мелкой моторики детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Пластилинография позволяет ребенку с легкостью начинать ориентировочную деятельность, которая постепенно становится более целенаправленной и осмысленной, увлекает ребенка возможностью реализовать себя как творческую личность.
В результате изобразительной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу, что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста — развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.
Общеразвивающая направленность пластилинографии детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию изобразительной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:
«Социально — коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми сверстниками по поводу процесса и результатов творческой деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части элементарных образов окружающей действительности («птицы», «рыбы», «животные»).
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказом МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. No1155 «. целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, лепке и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желании, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, творить. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.3 Промежуточные результаты освоения программы
5-6 лет
Развитие мелкой моторики
Формирование согласованности в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, гибкости, точности, выполнении действий, тактильные восприятия.
Точно и хорошо скоординированные движения пальцев, их хорошая мышечная нагрузка подготавливает руку ребенка к освоению такого сложного навыка как письмо. Развивается ловкость рук в обращении с мелкими предметами.
Сенсорное развитие
Различают качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет). Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Сформировались навыки ориентации на плоскости, представление о целом предмете со всеми его свойствами. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Развитие изобразительной деятельности
Проявляет устойчивый интерес к пластилинографии, проявляет самостоятельность и творчество при реализации замыслов. Составляет композиции на горизонтальной поверхности, используя при этом дополнительные материалы (крупа, косточки, зерна, перышки и др.). Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличаются аккуратностью.
К 7 годам ребенок:
овладевает нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином;
свободно экспериментирует с художественными материалами и инструментами, выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирает тему, умеет планировать свою работу, выбирает выразительные средства изображения);
развивается интерес к творческой деятельности, формируется личностная компетентность соответственно возрасту: творческая активность и самостоятельность;
владеет основными приемами работы в технике пластилинографии;
мелкая моторика и координация рук развита на достаточном уровне;
хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, тактильные восприятия, глазомер, внимание, усидчивость, наблюдательность, эстетическое восприятие;
проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца;
2. Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития изобразительной деятельности ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Зарождается оценка и самооценка. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
От 5 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника лепки. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны создавать изображения по фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу из разнообразного материал. Из пластилина создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
2.2 Задачи рабочей программы
Развивать ручную умелость (мелкую мускулатуру кистей рук), сенсорно-двигательную координацию, достаточный уровень мелкой моторики.
Способствовать развитию детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилинографии;
развивать умение последовательного целенаправленного художественного восприятия произведений искусства;
содействовать развитию сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры, с репродукций;
формировать художественное восприятие детей как мотива создания творческих работ;
совершенствовать способности использования средств выразительности, понимания особенностей живописного колорита;
воспитывать устойчивый интерес, вкус, оценки и суждения общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
Конкретизация задач по возрастным группам
Старшая группа
Задачи:
-Познакомить детей с понятием "пластилиновая живопись".
-Учить основным приемам пластилинографии (придавливания, разглаживания, примазывания).
-Учить работать на заданном пространстве.
-Обучать детей поэтапным приёмам выполнения работы : заполнения основы разными способами, располагать детали композиционно, смешивать цветные кусочки пластилина, получая разные оттенки.
- развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников;
-Учить воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности; передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; добиваться определённого сходства с реальными объектами при рисовании пластилином.
-Развивать внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, мышление, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук.
-Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
-Воспитывать трудолюбие, инициативу, интерес к познанию окружающего мира, эстетическое отношение к искусству.
-Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Подготовительная группа
Задачи:
-Продолжать прививать детям увлеченность, интерес к занятиям пластилинографией
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Применять известные способы пластилинографии в создании творческих работ
Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы
высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность;
-формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
-Продолжать развивать интерес к процессу и результатам работы.
-Развивать интерес к коллективной работе.
учить видеть прекрасное вокруг;
2.4 Содержание работы.
Решение задач, направленных на формирование обобщенных способов изобразительной деятельности.
Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Организация пластилиновой живописи во взаимосвязи с другими видами детской деятельности (игра, развитие речи, конструирование).
Самостоятельное творчество по замыслу детей.
Старшая группа:
Качественные изменения, происходящие в деятельности 6-летних детей, позволяют ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, творчества. Работа педагога акцентируется на:
закреплять основные приёмы пластилинографии: разминание, отщипывание, раскатывание, разрезание стекой;
познакомить дошкольников с новой техникой выполнения поделок: придавливание, примазывание, разглаживание, надавливание, сплющивание, соединение деталей;
создание с помощью этих приёмов небольших картин, на которых изображены простые предметы: «яблоко», «облако», «солнышко» и т. д., постепенно осваивая более сложные сюжетные картины: «бабочка», «домик», «цветок» и т. д.
Учить работать на заданном пространстве;
учить не выходить за контур рисунка, размазывая пластилин;
предоставлять детям в зависимости тематики занятия самостоятельно выбирать цвет пластилина.
Подготовительная группа:
Полученный опыт пластилинографии помогает при творческом решении задач, дети самостоятельно пользуются обобщенными способами изображения в пластилиновой живописи;
Внимание педагога направлено на:
совершенствование приёмов лепки: прищипывание, примазывание, оттягивание, лепка мелких деталей: шарики, листочки, работа со стекой.
Учить составлять сюжетные картины из нескольких деталей;
Освоить приём вливания одного цвета в другой;
для большей выразительности работ использовать природный материал или другие вспомогательные предметы (стразы, бусины, бисер);
учить выполнять коллективные работы, действовать по словесному указанию воспитателя;
помогать самостоятельно выбирать рисунок для работы и формировать своё отношение к результатам своей же деятельности.