Майя Тайбарей
Рабочая программа кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа детский сад «Семицветик»
Рабочая программа кружка
«Волшебные блоки Дьенеша»
для детей 3-4 лет
срок реализации программы : 1 год
Авторы:Е. Н. Панова ;
Лелявина Н. О, Финкельштейн Б. Б.
Реализаторы программы :
Воспитатель
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебные блоки Дьенеша“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
1 квалификационной категории
Тайбарей Майя Николаевна
г. Нарьян-Мар
2021
Оглавление
1. Целевой раздел…. 3
1.1 пояснительная записка….….….…3
1.2 планируемые результаты… ….….5
2. Содержательный раздел ….….…7
2.1 Описание методов, принципов, форм работы, и средств. ….7
3. Организационный раздел….….…. 9
3.1. Особенности осуществления образовательного процесса…. 9
3.2. Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 3-4 лет…. ….10
Список используемой литературы….15
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Рабочая программа «Волшебные блоки Дьенеша» во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год разработана на основе методических пособий «Дидактические игры- занятия в ДОУ» младший возраст выпуск №1, автор Е. Н. Панова, иметодические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем», авторы: Лелявина Н. О, Финкельштейн Б. Б.
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи программы :
Образовательные:
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение,
познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
Формировать стремление доводить дело до конца.
Срок реализации программы – 1 год.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Его общение становится внесетуативным.
Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество».
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками.
Игра- любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
«Волшебные блоки Дьенеша»
К концу учебного года дети могут:
сравнивать, анализировать, классифицировать;
знать цвет, форму, размер;
ориентироваться в ориентировке на плоскости и в пространстве
уметьпользоваться схемами;
различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету;
уметь классифицировать и обобщать предметы по признакам ;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание методов, принципов, форм работы, и средств.
1. Принципы
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л. С. Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей: в соответствии с этим принципом должны учитываться характер, способности и интересы.
Принцип доступности: Учебный материал, излагаемый педагогом, д. б. понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание д. б. увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом.
Принцип наглядности: выступает средством обучения (использование схем, учебных картинок) и средством познания (наглядность выступает источником информации).
2. Формы работы : Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Непосредственная образовательная деятельность,обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности
Самостоятельная деятельность детей в математическом центре
o (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)
3. Методы и приемы:
Наглядные (плакаты, таблицы, схемы, зарисовки, показ);
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово);
Практические (сравнение, экспериментирование,упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).
4. Средства:блоки Дьенеша, схемы, ИКТ.
Решение образовательных задачрабочей программы «Волшебные блоки Дьенеша» осуществляетсяв игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работой с дошкольниками.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Режим занятий:
Занятия кружка «Волшебные блоки Дьенеша» проводятся с детьми второй младшей группы (3-4 лет, во вторую половину дня вторника: 2 раза в месяц, длительность – до 15 минут.
Использование Блоков Дьенеша, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Не смотря на то, что логическое мышление у дошкольников только начинает развиваться, работать с блоками Дьенеша можно начать уже со второй младшей группы.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Дата Мероприятие
Октябрь Буклет «Роль игры с логическими блоками Дьенеша для детей второй младшей группы»
Май Представление опыта работы : оформление презентации «Волшебные блоки Дьенеша за 2021-2022 уч. гг»
3.2. Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 3-4 лет
Месяц Тема Программное содержание Страница/
Автор.
Октябрь «Незнайка и его друзья» 1. Познакомить детей с прямоугольником;
2. Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов. Стр. 26
Е. Н. Панова
Октябрь «Треугольник» 1. Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник;
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
3. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 27-28
Е. Н. Панова
Ноябрь «Круг» 1. Уточнить знания детей о геометрической фигуре - круг;
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
3. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 29
Е. Н. Панова
Ноябрь «Квадрат» 1. Уточнить знания детей о геометрической фигуре - квадрат;
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
3. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 30-31
Е. Н. Панова
Декабрь «Друзья» 1. Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам;
2. Находить общие для всех предметов группы признаки;
3. Развивать умение подобрать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом, учить различать геометрические фигуры. Стр. 31-32
Е. Н. Панова
Декабрь «Круг. Овал» 1. Закреплять представление о геометрических фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала;
2. Развивать мышление, память, внимание. Стр. 33-34
Е. Н. Панова
Январь «Поезд» 1. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме. Стр. 37-39
Е. Н. Панова
Январь «Прямоугольник» 1. Уточнить знания детей о геометрической фигуре (прямоугольник).
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Стр. 40-41
Е. Н. Панова
Февраль «Поможем Мальвине» 1. Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность;
2. Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, величина) Стр. 41-42
Е. Н. Панова
Февраль «Овал» 1. Познакомить детей с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки;
2. Развивать логическое мышление. Стр. 42-43
Е. Н. Панова
Март «Угощение для медвежат» 1. Развитие умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам;
2. Понимание слов: «разные», «одинаковые» Стр. 6
«Давайте вместе поиграем»
Март «К нам весна шагает…» 1. Формировать представление детей о времени года- весне.
2. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Закреплять умение разливать геометрические фигуры по форме и цвету.
4. Воспитывать заботливое отношение к животным Стр. 49-51
Е. Н. Панова
Апрель «Художники» 1. Развитие умения анализировать форму предметов;
2. Развитие умения сравнивать по их свойствам;
3. Развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции). Стр. 7
«Давайте вместе поиграем»
Апрель «Магазин» 1. Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Стр. 7
«Давайте вместе поиграем»
Май «Чудесный мешочек» 1. Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);
2. Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. 57-59
Е. Н. Панова
Май «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка» 1. Развитие мыслительных операций, речи, умения обосновывать правильность суждений;
2. Закрепить понятие детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; Стр. 59-61
Е. Н. Панова
Список используемой литературы
1. Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
2. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» младший возраст, выпук №1. ТЦ «Учитель»
3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.