ольга ващенко
Рабочая программа кружка «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Публикация «Рабочая программа кружка „В гостях у сказки“» размещена в разделах
В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.
Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.
Педагогическая целесообразность данной программы :
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами народного творчества помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.
Цель:
• развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Задачи данной программы :
• развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
• формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
• формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле;
• развитие диалогической и монологической форм речи;
• развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с различными видами театра.
Формы организации занятий:
• чтение сказок, фольклора;
• рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
• игры-драматизации к сказкам;
• игры на звукоподражание;
• изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация) : обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
• двигательные упражнения (физкультминутки).
Режим кружковой работы :
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (младшая группа) и основана на разработках М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной
«Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет»
Кружковая работа проводится 1 раза в неделю во вторник 15.45 – 16.00 с сентября по май. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Календарно – тематическое планирование
Дата Тема Задачи
Сентябрь
Занятие № 1 Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память.
Занятие № 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Волк и козлята»
Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в пределах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
Занятие № 3 Тема занятия: показываем сказку «Волк и козлята»
Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчитывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи
Октябрь
Занятие № 1 Тема занятия: слушаем сказку «Маша и медведь»
Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки.
Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным «два».
Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение.
Занятие № 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Маша и медведь»
Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; развивать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы).
Занятие № 3 Тема занятия: показываем сказку «Маша и медведь»
Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в активной речи предлоги «около», «из».
Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение
Ноябрь
Занятие № 1 Тема занятия: слушаем сказку «Кот, петух и лиса»
Воспитательные - формировать в детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие – совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас за счет новых имен существительных (жердочка, прилагательных (петушиного, вводить в активную речь наречие рано.
Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; развивать наблюдательность и воображение.
Занятие № 2 Тема занятия: Рассказываем сказку «Кот, петух и лиса»
Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.
Развивающие — продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность к замещению и умение читать символы на мнемокарте.
Занятие № 2 Тема занятия: показываем сказку «Кот, петух и лиса»
Воспитательные — продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (далеко, близко); закреплять счетные навыки; продолжать знакомить детей с цифрами (от 1 до 5); соотносить количество с обозначающей его цифрой; учить проводить простейшую инсценировку.
Развивающие — продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи.
Декабрь
Занятие № 1 Тема занятия: слушаем сказку «Три медведя»
Воспитательные — продолжать формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца; формировать положительные качества, умение сопереживать.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных, глаголов; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за».
Развивающие — развивать умение вслушиваться в речь взрослого; развивать внимание, воображение и мышление
Занятие № 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Три медведя»
Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста).
Развивающие — развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?; развивать конструктивный праксис.
Занятие № 3 Тема занятия: показываем сказку «Три медведя»
Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в словарь новые глаголы, прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление.
Январь
Занятие № 1 Тема занятия: слушаем сказку «Заюшкина избушка»
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка.
Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.
Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки
Занятие № 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Заюшкина избушка»
Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это, что это?; не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие — объяснять, как сравнивать два предмета по размеру (длиннее— короче, выше — ниже, больше — меньше, способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в предложном падеже (о ком загадка? — о зайце, в родительном падеже (нет кого? — лисы).
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание— умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память (обучение глобальному чтению).
Февраль
Занятие № 1 Тема занятия: показываем сказку «Заюшкина избушка»
Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую моторику — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; составлять предложения с однородными определениями; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка
Занятие № 2 Тема занятия: слушаем сказку «Снегурушка и лиса»
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка.
Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь детей антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.
Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.
Занятие № 3 Тема занятия: рассказываем сказку «Снегурушка и лиса»
Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это, что это, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Обучающие — учить согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными в числе; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже (нет бабочек).
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память — обучение глобальному чтению; развивать сенсорные представления
Март
Занятие № 1 Тема занятия: показываем сказку «Снегурушка и лиса»
Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую моторику ребенка — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить употреблять предлоги (под, на, около, между, наречия (слева, справа); составлять предложения с однородными определениями; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, мышление.
Занятие № 2 Тема занятия: слушаем сказку «Как коза избушку построила»
Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего; вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному.
Обучающие — продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счет имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий; вводить в активный словарь детей существительные, обозначающие названия деревьев, при-лагательные, глаголы.
Развивающие — продолжать развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память; решать несложные логические задачи; делать простейшие заключения.
Занятие № 3 Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»
Воспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; рас-ширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза, их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.
Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей.
Апрель
Занятие № 1 Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»
Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак-тивизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.
Занятие № 2 Тема занятия: повторяем сказки
Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак-тивизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Занятие № 3 Тема занятия: повторяем сказки
Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак-тивизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).