Елена Синякова
Рабочая программа кружка дополнительного образования для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественного направления
«Умелые ручки»
для детей подготовительной группы (6-7лет)
на 2024-2025 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
«Умелые ручки» является рабочей программой художественно –эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год по 1 занятию. в неделю, всего 36 часов. Время реализации с 01.09.2024г. по 31.05.2025г.
Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение.
Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть — поделок- это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем,ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком,соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того,что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»,
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой,находить общее и различия,создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. когда они удаются и великое огорчение,если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт,что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их,не позволяют другим испортить поделку.
Цель и задачи программы
Цель : Развивать познавательные,конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Обучающие задачи:
- освоения практических приемов и навыков ручного мастерства (работа с тканью, бумагой, бросовым материалом).
- сформировать представление о видах тканей, видах бумаги;
- сформировать представление о создании поделок;
- научить находить общее и различия, создавать поддел из ткани.
- сформировать представление о геометрических фигурах;
- сформировать представление о времени и пространстве;
Развивающие задачи:
- развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.
- Развитие логического мышления и творческих способностей.
- Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
- Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные задачи:
- Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
- Привить любовь к конкретному предмету –ручному труду.
- Дать необходимые современному дошкольнику знания в области и развить соответствующие способности детей.
- Воспитывать чувства ответственности и самостоятельности.
- Воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные.
- Воспитывать любознательность и сообразительность.
-Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
Отличительные особенности: главной особенностью является нестандартность материала и техник выполнения работ. При освоении данной программы у детей происходит развитие пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Отличается программа от других программ тем, что дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой,с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Возраст детей, участвующих в реализации программы : дети 6-7 лет
Сроки реализации программы – 1 год (01.09.2024-31.05.2025 год)
Формы и режим занятий
Группа Время занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в год
Подготовительная к школе группа До 30 мин 1 36
Продолжительность занятия составляет: в подготовительной группе – до 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное
Ожидаемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ на родительском собрании и общих родительских собраний
Участие в городских выставках.
Поделки для подарков.
Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1. Мониторинг Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. 1
2.«Слоненок» (из природного материала) Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания игрушки с помощью разнообразных техник и материалов.
1
3.«Лебедь» (из природного материала).
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
1
4.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели). Учить складывать способом гофрирования, использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, воспитывать аккуратность, желание помочь. 1
ОКТЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Чайный сервиз»
(аппликация). Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.
1
2. Картина «Море» (рисование).
Учить рисовать графически волнистые линии. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Воспитывать аккуратность и усидчивость. 1
3. Созвездие «Козерог» (аппликация из крупы). Знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов.
Воспитывать аккуратность и усидчивость, вызывать положительный настрой, желание создавать образ из разнообразных материалов
1
4. «Дом в котором я хочу жить» (пластилино -графия). Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.
Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. 1
НОЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.-2.«Рябина» (квилинг, оригами) Познакомить детей с квилингом, учить аккуратно накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение. 2
3.«Барашек» (соленое тесто) Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, соединение. Работать с новым материалом – чесноковыжималка. 1
4.«Барашек» (продолжение) Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.
Закрепить умение пользоваться красками (гуашью). 1
ДЕКАБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Собачка» (игрушки из полос бумаги) Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. 1
2.«Гирлянда» (цветы из полос бумаги) Учить детей делать гирлянду, Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение. Создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей.
1
3.«Дерево» (обрывание бумаги). Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.
1
4.«Снеговичок» (сминание, надрывание бумаги, оригами) Закрепить знания детей в технике «надрывания» полоски бумаги.
Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги, развивать фантазию и воображение детей, а также приучать их к аккуратности, прилежанию и усидчивости.
1
ЯНВАРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Пилотка» (оригами) Продолжать учить детей работать с бумагой. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.
Формировать умение сосредоточиться во время работы. 1
2. Мониторинг Передавать в аппликации выразительные особенности льва, воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать способность детей одухотворят природу. 1
3.«Ромашки и васильки» (оригами) Продолжать учить работать в технике оригами, складывая ровно углы, закреплять умения детей передавать характерные особенности цветов: форму, строение, его величину, расположение на стебле и в букете. 1
4
“Клубнички-невелички” (рисование).
Учить смешивать краски, поучать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость. 1
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Маленький солдат»
(аппликация) Усовершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет. 1
2. .«Венок» (цветы из полос бумаги) Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение. Создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей. 1
3. «Ирис» (оригами) Продолжать учить детей работать с бумагой. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.
Формировать умение сосредоточиться во время работы.
4. «Зима» (лепка) Продолжать учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе 1
МАРТ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1. Подарки для мам «Нарциссы» (симметричное вырезывание) Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краям. Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора. Упражнять детей в аккуратном наклеивании. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и рассказывать о ней. 1
2.«Мимоза» (объемное наклеивание) Продолжать учить детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги. 1
3.«Цыпленок» (бумагопластика) Закрепить умение работы с бумагой, складывая ее, получая поделку, передавая образ животных. Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
1
4. Открытка «Мак» (аппликация из картона). Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного. 1
АПРЕЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Бабочка» (аппликация из геометрических фигур) Продолжать учить детей составлять изображение из геометрических фигур. Развивать творческое воображение, фантазию. Учить вырезать симметричные формы из бумаги. 1
2.«В космосе» (оригами) Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. 1
3.«Кошечка» (пластилинография) Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, придавливание, загибание, соединение. 1
4.«Кит» (оригами) Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. 1
МАЙ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Цели Кол-во часов
1.«Баночка с пожеланиями».
(из бросового материала). Продолжать учить детей самостоятельно придумывать украшения для своей поделки, продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. 1
2. «Закладка для книги». (аппликация) Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку. 1
3. «Картина из пластилина». Продолжать закреплять навыки работы с пластилином, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия. 1
4. «Бабочка» (из бросового материала). Продолжать развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
1
Содержание программы дополнительного образования.
Используемые материалы:
Пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило (только для взрослого, иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
1. для игр детей;
2. для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
3. их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
4. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
5. тщательно промытым и высушенным;
6. доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
4. Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
5. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
1. По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.
2. Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу.
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности ; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
4. По теме.
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т. п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме это актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирования
Сентябрь
1.«Осенние фантазии» (из природного материала)
2.«Слоненок» (из природного материала)
3.«Лебедь» (из природного материала).
4.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели).
Октябрь 1.«Чайный сервиз»
(аппликация).
2. Картина «Море» (рисование).
3. Созвездие «Козерог» (аппликация из крупы).
4. «Дом в котором я хочу жить» (пластилино -графия).
Ноябрь
1.-2.«Рябина» (квилинг, оригами)
3.«Барашек» (соленое тесто)
4.«Барашек» (продолжение)
Декабрь
1.«Собачка» (игрушки из полос бумаги)
2.«Гирлянда» (цветы из полос бумаги)
3.«Дерево» (обрывание бумаги).
4.«Снеговичок» (сминание, надрывание бумаги, оригами)
Январь 1.«Пилотка» (оригами)
2.«Лев и пальма» (сминание из кусочков бумаги)
3.«Ромашки и васильки» (оригами)
4“Клубнички-невелички” (рисование).
Февраль 1.«Маленький солдат»
(аппликация)
2. .«Венок» (цветы из полос бумаги)
3. «Ирис» (оригами)
4. «Зима» (лепка)
Март 1. Подарки для мам «Нарциссы» (симметричное вырезывание)
2.«Мимоза» (объемное наклеивание)
3.«Цыпленок» (бумагопластика)
4. Открытка «Мак» (аппликация из картона).
Апрель 1.«Бабочка» (аппликация из геометрических фигур)
2.«В космосе» (оригами)
3.«Кошечка» (пластилинография)
4.«Кит» (оригами)
Май 1.«Баночка с пожеланиями».
(из бросового материала).
2. «Закладка для книги». (аппликация)
3. «Картина из пластилина».
4. «Бабочка» (из бросового материала).