Елена Логинова
Рабочая программа кружка «Буктрейлер»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Публикация «Рабочая программа кружка „Буктрейлер“» размещена в разделах
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2022-2023гг. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях
- Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ Детский сад № 6 «Сказка»
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Новизна. К использованию книжного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание произведения, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить необычные ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и рисование и лепка) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, новых открытий и знаний.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге, но и развиваются творческие способности, фантазия при выполнении рисунков, раскрасок, фигурок из пластилина. Происходит интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания и обсуждения сказок.
Работа кружка организуется в1 младшей группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы : 1 год. Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю. Количество детей: 10-12 человек. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – младшая группа (2-3 года). Длительность одного периода ООД в младшей группе - 10 минут.
Цель программы : повысить интерес- детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы :
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы.
По источнику получения знаний:
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация) : обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- приобщение детей среднего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные этапы реализации кружка :
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
- создать буктрейлер «По дорогам сказок»;
- подведение итогов кружковой работы.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Работа с родителями :
1. Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии ребёнка»
2. Анкетирование «Театр и дети»
3. Памятки «Театр – наш помощник»
4. Папка-передвижка для домашнего чтения «Русский фольклор для малышей».
5. Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
6. Консультация для родителей: «Роль эмоций в жизни ребенка».
7. Рекомендации «Мультфильмы для детей: польза или вред?»
8. Папка-передвижка «Речь на кончиках пальцев»
9. Помощь в организации показательного спектакля.
Учебно-тематический план в 1 младшей группе
Сентябрь Тема Программные задачи
1. Театр настольных игрушек по сказке «Курочка Ряба». Лепка яйца из пластилина. Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание.
2. Фланелеграф по сказке «Репка» Продолжать знакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. Показать сказку для детей младшей группы.
3. «Петушок с семьей» К. Ушинский Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке.
4. «Петушок с семьей» К. Ушинский Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр на палочках по сказке.
Октябрь Тема Программные задачи
1. Мультфильм «Колобок». Продолжать знакомить детей со сказкой «Колобок». Разучивать с детьми слова к сказке.
2. Сказка «Колобок». Лепка колобка из пластилина. Продолжать разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. Украшение колобка: глаза, рот, нос.
3. «Медвежонок Бурик» Т. Александрова Познакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Раскрашивание медвежонка Бурика.
4. «Медвежонок Бурик» Т. Александрова Продолжать знакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь.
Ноябрь Тема Программные задачи
1. Мультфильм «Теремок». Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2. Конструирование теремка. Учить складывать теремок из разных видов конструктора. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.
3. «Рукавичка» Украинская сказка. Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр настольных игрушек по сказке.
4. «Рукавичка» Украинская сказка. Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки.
Декабрь Тема Программные задачи
1. Сказка «Снегурушка и лиса» Продолжать знакомить детей со сказкой.
2. Сказка «Снегурушка и лиса» Продолжать прививать детям любовь к русским народным сказкам. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
3. «Храбрый еж». Д. Хармс Познакомить детей со сказкой «Храбрый еж». Воспитывать интерес к диким животным.
4. «Храбрый еж». Д. Хармс Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
Январь Тема Программные задачи
1. Сказка «Три медведя». Продолжать знакомить детей со сказкой.
2. Фланелеграф по сказке «Три медведя». Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок, добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
Февраль Тема Программные задачи
1. Мультфильм «Заюшкина избушка» Продолжать знакомить детей со сказкой.
2. Сказка «Заюшкина избушка» Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Игра-конструирование «Избушка для зайчика».
3. «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4. «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас.
Март Тема Программные задачи
1. Сказка «Волк и семеро козлят» Продолжать знакомить детей со сказкой.
2. Мультфильм «Волк и семеро козлят» Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3. «Маша и медведь». Познакомить детей со сказкой.
4. «Маша и медведь». Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке.
Апрель Тема Программные задачи
1. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками.
2. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3. «Земляничка» Н. Павлова. Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4. «Земляничка» Н. Павлова. Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка».
Май Тема Программные задачи
1. «Бычок – черный бочок, белые копытца». Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2. «Как собака друга искала Пластмассовую или мягкую игрушку, персонаж перчаточного
театра, зайца, волка, медведя и др., шапочки героев сказки.
шапочки героев сказки
3. «Отыскали перчатки. Вот спасибо, котятки!» Драматизация сказки, игрушка кошка и котенка
4. Подведение итогов кружковой работы за учебный год : видео фильм «По дорогам сказок» Подготовить отчет о работе кружка : оформить видео сказок буктрейлера «По дорогам сказок»
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
2. Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова, Младшая группа. / - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
3. Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок. - СПБ: Детство-Пресс,2003.
4. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Лучшая книга сказок /сост. А. С. Давыдов – М. : Эксмо-Пресс, 2004.
6. Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М. А. Михайлова – М. : Академия-Пресс, 1999.
7. Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко – М. : Просвещение, 1982.
8. Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л. Ю. Субботина– М. : Просвещение, 2005.
9. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л. Б. Фесюкова. - М. : Сфера, 2014.
10. Читаем по слогам. Маша и медведь. М. : «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
11. Обучающие мультфильмы.