Верхотурова Татьяна Анатольевна
Рабочая программа кружка «Сюжетно-ролевые игры» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рецензия.
На программу дополнительного образования по ознакомлению дошкольников с содержанием сюжетно-ролевых игр «почемучка», автор воспитатель Верхотурова Т. А.
В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные тенденции: сюжетно– ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора, ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными, игры не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их?
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сюжетно-ролевые игры
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Отличительной особенностью этой программы является система и разнообразие работы с сюжетно-ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной программе. В данную программу входят не только сюжетно-ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по сюжетам игр и выставки детских работ.
Целью программы является приобщение детей к игре, формирование и развитие всех компонентов социализации у детей дошкольного возраста по средствам изучения сюжетно-ролевых игр.
Поставлены задачи воспитательного, обучающего и развивающего характера, способствующие повышать мотивацию ребенка к игре, и усвоение содержания сюжета игры, накопление эстетического опыта, расширению словарного запаса дошкольников.
Программа рассчитана для детей от 3-4 лет, как форма кружковой работы, так и для совместной деятельности детей и педагога, детей и родителей. Работа по программе организуется 1 раз в неделю, во вторую половину дня, для детей второй младшей группы длительность составляет не более 15 минут.
Посредством программы «почемучка» у детей будет развит интерес к сюжетно-ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к сюжетно-ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста.
Рецензент: Михедова Т. Л.
Пояснительная записка.
Кружок «почемучка» проводится на бесплатной основе, на баз второй младшей группы в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в четверг,4 раза в месяц в 15.25 – 15.40 по подгруппам количество детей 10 человек.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами игры, обязанностями при выполнении той или иной роли.
Условно игры можно разделить на две основные группы : сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Основной задачей педагога при организации творческих игр в второй младшей группе является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками.
Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные игры помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию.
Подвижные игры помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей.
Программа кружка рассчитана на один год обучения и направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья.
Система работы, изложенная в данной программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника
Цель программы : Приобщение детей к совместному игровому процессу, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей.
Задачи:
• Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками;
• Вводить детей предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения;
• Активизировать все виды деятельности через игровые действия;
• Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу;
• Укреплять здоровье детей;
• Развивать и пополнять предметно – развивающую среду;
• Познакомить родителей со значимостью игры в жизни ребенка.
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Программа рассчитано, но детей от 3-х до 4-х лет.
Данная программа организуется в второй младшей группе с октября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру».
3. Интеграция образовательных областей
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и формы.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области.
Цели:
Социально – коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Познавательное - Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и об окружающем мире
Речевое - развитие Овладение речью, как средством общения и культуры
Художественно – эстетическое развитие Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
Физическое - Развитие двигательной активности
4. Роль педагога
Роль педагога в совместной кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника.
1) «Участник – партнер» - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
2) «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия.
3) «Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
5. Краткая характеристика программы
Данная программа направлена на развитие здоровья, умственного и физического развития детей, на формирование положительных взаимоотношений, обогащение речи, формирование творческих способностей.
6. План работы кружка
Календарно-тематический план
Вторая младшая группа
Месяц Название игр Содержание игровых навыков и умений Методические приемы
Сентябрь «Семья» Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать Рассматривание иллюстраций.
Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры : «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты.
Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»
«Строитель-ство» Строители строят дома для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных Рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра «Построим зайке домик».
Продуктивная деятельность: «Заборчик для лисички»
Октябрь «Семья» Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры : «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».
Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой Наблюдение.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Поликлиника» Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как доктор лечит детей». Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха».
Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»
Ноябрь «Семья» Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты Чтение: колыбельные песни.
Дидактические игры : «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле выбрать покупку».
Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки»
«Магазин» Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателями
«Транспорт» Шофер возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей Беседа «Как машины ездят по улице». Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине»
Декабрь «Семья» Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».
Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Елочка», Е. Ильина «Наша елка».
Дидактические игры : «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед».
Продуктивная деятельность: «Шарики на елке», «Расческа для Пушистика»
«Парикмахер-ская» В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет: он вежлив и внимателен
«Транспорт» Дети едут на экскурсию по городу, рассматривают празднично украшенные улицы Целевая прогулка на улицу.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Дидактические игры : «Что мы видим на картинке», «Расскажем зайке про нашу улицу»
Январь «Семья» Папа - шофер, работает на грузовой машине, заправляет ее бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит ее к врачу Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Где работает папа», «Что делать,если кто-то заболел».
Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер Шофер».
Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как работает шофер»
«Строитель-ство» Строители строят дом, гараж, башню, украшают дома к празднику Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Февраль
«Транспорт» По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Дидактические игры : «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте»
«Магазин» В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары Целевая прогулка к магазину.
Рассказ воспитателя.
Дидактическая игра «Как мы будем покупать продукты»
«Строитель-ство» Строители строят гараж для машин, дом для игрушек Рассматривание деталей строительного материала.
Рассказ воспитателя.
Дидактическая игра «Как построить дом для кукол»
Март «Семья» Праздник 8 Марта, поздравление мам, праздничное угощение Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного 8 Марта
«Поликлиника» Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает детям витамины Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования.
Дидактическая игра «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»
«Кафе» В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как вы ходили в кафе». Дидактическая игра «Мы пришли в кафе»
Апрель «Детский сад» Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках, играем на чистом участке Наблюдение за проведением субботника. Беседа «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»
«Магазин» В магазине продаются игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями Дидактические игры : «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»
«Парикмахер-ская» Мастера стригут, причесывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»
Май «Семья» Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие) Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я переезжала на новую квартиру».
Беседа «Как нужно встречать гостей»
«Транспорт» Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофер помогает переносить их в новый дом, устанавливать в комнатах Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя.
Чтение: Н. Павлова «На машине». Дидактическая игра «Что везет машина»
10. Методическое обеспечение
1. Программа. Программа воспитания и обучения [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 – 336 с.
3. Власенко О. П. [и др. ] Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. [Текст] / авторы- составители О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с.
4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] : пособие/ Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
5. Музыка, О. В. Физкультурно – оздоровительная работа [Текст] : пособие/ автор – составитель Музыка О. В. – Волгоград: Учитель, 2013 – 127с.
6. Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр [Текст] / Л. Н. Калмыкова. -Волгоград: Учитель, 2014.-247с.