Получи документы

Рабочая программа кружка по развитию речи на учебный год

Наталья Михайлова
Рабочая программа кружка по развитию речи на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Петропавловский детский сад

Утверждё н:

Приказом №47/1от 01.09.2020года

И. о. заведующего МКДОУ

Петропавловский детский сад Н. Ю. Михайлова

Рабочая программа

кружка «Речевичок»

( возраст: 3-4 года)

на 2020 – 2021 учебный год

Руководитель кружка : Михайлова Н. Ю.

с. Петропавловка

2020 год

«Речевичок» на 2020–2021

Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи на учебный год» размещена в разделах

КРУЖОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «РЕЧЕВИЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. У детей младшего и среднего дошкольного возраста мы часто наблюдаем мало понятую речь для окружающих : отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции

речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедической группе», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале коррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа логопедического кружка «Речевичок» позволяет оказывать профилактическую коррекционную помощь детям 3-4 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены в логопедическую группу в нашем ДОУ.

Цель работы кружка : создание благоприятных условий для развития и совершенствования речи у детей 3–4 лет в условиях дошкольного учреждения.

Основой для разработки данной программы послужили следующие программы и учебно-методические материалы :

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М., 2015.

• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера», 2004.

• Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009.

• Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010.

• Краузе Е. Н. «Логопедия: логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста». СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином-Пресс, 2003.

• Краузе Е. Н. «Практическая логопедия: конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста». СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином- Пресс, 2006.

• Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. Издательство Астрель, СПб., 2009.

• Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Под редакцией Козиной И. В. Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования. 2010.

Методы и приемы, используемые на занятиях: игра, вопрос, диалог, беседа, показ, практические действия с различными дидактическими материалами.

Занятия с детьми включают в себя более углубленную работу над словарем, процессами словообразования и словоизменения, игры и упражнения по сенсорному развитию. В основе занятия лежит игра, методы и приемы, объединенные единым тематическим сюжетом. Нельзя не отметить и

«ситуацию затруднения», когда ребенок ставиться перед необходимостью преодолевать затруднения, самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять. Игры и упражнения расположены с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют обогащению словаря у детей, развитию мелкой моторики, создание интереса к речевой активности. Занятия строятся в занимательной игровой форме. Так как речь имеет прямое отношение к формированию мышления и познавательному развитию ребенка в этом возрасте, то на занятиях широко используется наглядность (картинки, рисунки). Следует отметить, что успех работы педагога во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители к закреплению изученного материала. Используя предложенный (в виде наглядных рекомендаций) материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий и т. д. в повседневной жизни.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятия: 15 минут.

Форма организации детей: подгрупповая

Наполняемость каждой группы: до 15 чел.

Материально-техническое оснащение: в ДОУ предусмотрены оборудованные групповые комнаты для проведения фронтальных занятий:

игрушки, предметные и сюжетные картинки;

наглядный и раздаточный материал;

бумага, карандаши;

игры на развитие дыхания;

художественная и методическая литература.

В содержание занятий включены следующие виды работы :

сюрпризный момент;

беседа, рассматривание каких-либо предметов, изображений по теме, вопросы к ребятам;

артикуляционная гимнастика;

упражнения на развитие фонематических процессов;

дыхательные упражнения;

упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений;

игры и упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж кистей рук;

лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

упражнения на расслабление (релаксация);

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным нормам.

Планируемые результаты освоения программы

Дети должны уметь: слушать и понимать речь; различать и дифференцировать на слух фонемы (звуки); выполнять несложные пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики; пользоваться в свободной речи словами обобщениями по пройденным темам; составлять простые предложения, отвечать на вопросы.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации программы кружка «Речевичок»

В реализации программы кружка «Речевичок» участвуют дети дошкольного возраста (3 – 4 лет).

Младшая группа (3-4 года)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для

ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. — М. : Просвещение, 1981.

2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера», 2004.

3. Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие. - М: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд. ; испр. и доп. — М: Просвещение, 1982.

6. Краузе Е. Н. «Практическая логопедия: конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста». СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином-Пресс, 2006.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010.

8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Под редакцией И. В. Козиной. Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования. 2010.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

10. Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. Издательство Астрель, СПб, 2009.

11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С, Васильевой М. А. - М., 2015.

12. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / сост. И. Я. Гуткович и др. — Ульяновск, 1994.

13. Филичева Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду /Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. — М. : Просвещение, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей дошкольного возраста (3-4 лет).

2. Календарный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей дошкольного возраста (3-4 лет).

3. Диагностика результатов использования программы кружка.

4. Список литературы.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по развитию речи на учебный год
Опубликовано: 22 октября 2020 в 18:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД