Язикова Оксана
Рабочая программа кружка «Почитаем, поиграем!» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Савинская средняя школа» структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад «Солнышко»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Почитаем, поиграем»
для детей первой младшей группы
Составители:
Язикова О. Н
Савинский 2019
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи.
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Формы работы
5. Режим кружковой работы
6. Условия, благоприятные для развития детской деятельности
Публикация «Рабочая программа кружка „Почитаем, поиграем!“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
7. Реализация работы по программе
8. Срок реализации программы
9. Работа с родителями :
10. Индивидуальная работа с детьми.
11. План кружковой работы на год
12 Календарно – тематическое планирование.
13. Педагогическая диагностика.
14. Формы подведения итогов.
15. Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).
16. Литература.
Приложение
Пояснительная записка.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии- через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки, стишки. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.
Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении
Чтение и театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Цель программы – приобщение к художественному слову. Развитие творческой активности, эстетического вкуса в передаче образа.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к чтению и тетрализованной деятельности.
Форма проведения занятий, методы работы.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка :
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Формы работы
• игра
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры
• Просмотр кукольных спектаклей
• психогимнастика.
• пантомимические этюды и упражнения.
Режим кружковой работы :
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (младшая группа)
Кружковая работа проводится 1раза в неделю во 2 половину дня с сентября по май, время проведения занятий 10-15 минут. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Всего 26 занятия.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Условия, благоприятные для развития детской деятельности:
1. Наличие атрибутов для игр-драматизации
2. Подбор литературных произведений для детей 2-3 лет
3. Педагогическое руководство
4. Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
5 Настольный театр.
6 Театр резиновой игрушки.
7 Пальчиковый театр.
8 Декорации.
9 Театр конусной игрушки.
10 Театр на фланелеграфе.
11 Теневой театр.
12 Кукольный театр.
Реализация работы по программе :
Программа реализуется через кружковую работу.
Срок реализации программы : 2019-2020 уч. г.
Работа с родителями :
• Консультации
• беседы
• совместные театрализованные представления,
• привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций
• участие родителей в праздниках
Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их
своим внешним видом.
Индивидуальная работа с детьми.
На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.
Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого использовать разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Количество детей. В деятельности кружка «Почитаем, поиграем.»принимает участие вся младшая группа (10 детей).
Список детей :
План кружковой работы на учебный год.
Сентябрь
1. «Песенки и потешки»
2. «Про щенка»
3. «Колобок
4. «Теремок»
Октябрь
1. «Едем в гости»
2. «Кто как говорит»
3. «Цирк»
4. «Это кто?»
Ноябрь
1.«У солнышка в гостях»
2. «Кто колечко найдет»
3. «Жадина»
4.«Мишка косолапый»
Декабрь
1.«Маша растеряша»
2. «Девочка-ревушка»
3.«Как звери ёлку наряжали»
4.«Кто в домике живёт?»
Январь
1.«Заюшкина избушка»
2. «В гостях у медведя»
3. «Мышонок и карандаш»
4. «Где обедал воробей»
Февраль
1. «Сидит белка на тележке».
2. «Маша и медведь»
3. «Лиса, заяц и петух»
4.«Кошкин дом»
Март
1.«Мамочка»
2.«Курочка ряба»
3.«Едем в гости»
4.«Машенька и рукавички»
Апрель
1.«Крылатый мохнатый да масляный»
2.«Котята”считалочка
3.«Кошечка»
4.«Корова»
Май
1. “Сказка о глупом мышонке”
2.«Сказка об умном мышонке»
3. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»
4.«В гостях у сказки»
Календарно - тематическое план
Сентябрь
1.«Песенки и потешки» (чтение)
Цель: Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Развивать у детей умения художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
2.«Про щенка» рассказ И. Гурина (чтение)
Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
3. «Колобок» сказка обр. К. Ушинского (чтение)
Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; развитие коммуникативных
навыков общения.
4. «Теремок» Р. Н. С. (пальчиковый театр)
Цель: Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога
Октябрь
1.«Едем в гости» стихи М. Дружининой (театр игрушек)
Цель: Вызывать у детей интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ.
2.«Кто как говорит» стихи В. Лясковского (театр на фланелеграфе)
Цель: Продолжать поддерживать у детей интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ.
3.»Цирк» стихи К Северинца (инсценировка)
Цель: Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание)
4. «Это кто?» стихи Н. Томилиной (инсценировка)
Цель: Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски
Ноябрь
1. «У солнышка в гостях» словацкая сказка (кукольный театр)
Цель: Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание сказки. Поддерживать желание общаться с игрушками.
2. Сказка игра «Кто колечко найдет» С. Я. Маршак
Цель: Создать необходимые условия для драматизации сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности
3.»Жадина» Э, Мошковская
Цель: Создать условия для свободной импровизации. Воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную
4. «Мишка косолапый» О. Иванова. (инсценировка)
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя,особенностей его поведения, эмоциональные отношения
Декабрь
1.«Маша растеряша» Л. Воронкова (чтение)
Цель: Развивать у детей умения художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя,особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
воспитывать коммуникативные навыки общения.
2.«Девочка-ревушка» А. Барто (чтение)
Цель: Продолжать поддерживать интерес к прослушиванию сказки, развивать
ассоциативное мышление
3.«Как звери ёлку наряжали» (кукольный спектакль)
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью,развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
4. «Кто в домике живёт?» (кукольный спектакль)
Цель: продолжать развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
Январь
1.«Заюшкина избушка» р. н. с. (пальчиковыйтеатр)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.
эмоциональ- но реагируя на происходящее.
2.«В гостях у медведя» игра-импровизация
Цель: Создать условия для свободной импровизации
3.«Мышонок и карандаш» сказка В. Сутеев (инсценировка)
Цель: Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства
4.«Где обедал воробей» стихи С. Маршак (чтение)
Цель: Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в произведении, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога
Февраль
1. «Сидит белка на тележке» (чтение)
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения
2. «Маша и медведь» р. н. с. (настольный театр)
Цель: Приобщать к игре, обучая звукоподражанию.
Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом.
3. «Лиса, заяц и петух» р. н. с. (кукольный театр)
Цель: Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.
Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.
4.«Кошкин дом» р. н. с. (чтение)
Цель. Развивать у детей умение художественно воспринимать игровые образы, понимать характер героя, особенности его поведения, эмоциональные отношения
Март
1.«Мамочка» стихи У. Раджаб (чтение)
Цель: Предоставить детям возможность договаривать слова при чтении стихов воспитателем
2.«Курочка ряба»р. н. с. (театр на фланелеграфе)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра
3.«Едем в гости» стих М. Дружинина (театр игрушек на столе)
Цель: Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать персонажу.
4.«Машенька и рукавички» (кукольный спектакль)
Цель Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову
Апрель
1.«Крылатый мохнатый да масляный»р. н. с. (театр игрушек)
Цель: Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание сказки. Поддерживать желание общаться с игрушками.
2.«Котята”считалочка С. Михалков (чтение)
Цель:Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.
3.«Кошечка» песенка Н. Найдёнова (инсценировка)
Цель Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.
4.«Корова» песенка О. Высоцкая (инсценировка)
Цель Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.
Май
1. “Сказка о глупом мышонке”сказка С. Маршак (теневой театр)
Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.
2.«Сказка об умном мышонке» сказка С. Маршак (теневой театр)
Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.
3. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»(инсценировка)
Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем
4.«В гостях у сказки» викторина
Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
(В календарно-тематическом планировании возможны изменения,дополнения)
Педагогическая диагностика
Формы подведения итогов
- участие в утренниках
- показ сказок в других группах детского сада
Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).
1. У детей повысился интерес к художественной литературе, театрально – игровой деятельности.
2 Расширились представления детей об окружающей действительности.
3. Обогатился и активизировался словарь детей.
4. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
5. Успехи в развитии памяти, мышления, воображения, внимания детей.
6. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
7. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
8. Активно контактируют со взрослыми и сверстниками.
9. Имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
10 Имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
11. С интересом и вниманием смотрят театральные постановки, эмоционально выражают свои чувства (громко смеются, жестикулируют).
12. Появиласьуверенность, раскованность во время публичных выступлений.
13 . Литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
• О. А. Шорохова «Играем в сказку» Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
• Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
• Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
• М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
• А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»Москва, Творческий центр “сфера”, 2003г.
• М. Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.»» Москва, Творческий центр “сфера”, 2010г.
Приложение№1
Диагностика уровня развития детей
Кружок «Почитаем, поиграем»
№ Ф. И.
ребёнка Высокая эмоциональная отзывчивость художественные произведения Способность различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей Умение свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации Быстрое и прочное запоминание произведений Умение самостоятельно сыграть свою роль Общий уровень развития ребенка
Уровни развития детей
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к чтению и театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.