Марина Кубышкина
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Театральные бусинки»
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №3» «Семицветик» комбинированного вида»
города Минусинска Красноярского края
Рабочая программа
кружка по театрализованной деятельности
Публикация «Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
(для детей старшей группы с ТНР, срок реализации 1 год)
Составитель программы :
М. П. Кубышкина, воспитатель
Минусинск
2018
Содержание
1. Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Практическая значимость.
1.3. Цель и задачи программы
1.4. Отличительные особенности программы
1.5. Особенности возрастной группы детей
1.6. Режим занятий
1.7. Прогнозируемые результаты
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театр.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
1.2. Практическая значимость
Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимает его «зажатость».
1.3. Цель и задачи программы
Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей, снимать зажатость и скованность;
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, навыки действий с воображаемыми предметами, умение сочинять этюды по сказкам и умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
• Воспитывать артистические, нравственно-эстетические качества, раскрывать творческий потенциал, воспитывать культуру поведения в театре.
1.4. Отличительные особенности программы
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
1.5. Особенности возрастной группы детей
Особенности развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой, художественно-творческой деятельности.
У детей логопедической группы при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. В эмоционально волевой сфере наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Основной формой работы по программе кружка «Театральные бусинки» является групповое занятие. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его.
1.6. Режим занятий
Общее количество часов в год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по понедельникам в 16:00. Продолжительность 30 минут. Форма организации: групповая.
1.7. Прогнозируемые результаты
1. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
2. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
4. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем : обсуждение костюмов, декораций.
5. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Ребё нок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Диагностика проводится на основе творческих заданий.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
2. Учебно-тематический план
Месяц № Название разделов и тем Общее количество часов
Сентябрь 1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2. Вводное занятие «Волшебный мир театра»
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.
Изучение народных костюмов
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»
Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. 2
1
1
2
1
1
Октябрь 1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2. «Пойми меня»
Игра "Нем, но смел"
Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя»
«Игры с бабушкой Забавушкой»
Потешки, загадки
Игра "Я-большой", игра "Складочки" 2
1
1
2
1
1
Ноябрь 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки педагогом.
Имитационные этюды.
Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» 4
1
1
1
1
Декабрь 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. «Очень жить на свете туго без подруги и без друга»
Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Имитационные этюды.
Этюды на выразительность передачи образа.
Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». 4
1
1
1
1
Январь 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Основы актерского мастерства
Этюд "Я-животное"
Этюд "Я-фантастическое животное"
Этюд "Я-фрукт"
Этюд "Я-предмет" 4
1
1
1
1
Февраль 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Основы сценического движения
Упражнения на Баланс
Сценический шаг
Перестроения "Позиция - круг"
Разучивание танца 4
1
1
1
1
Март 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Основы сценической речи
Визуализация звуков
Звуковые упражнения
Скороговорки
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». 4
1
1
1
1
Апрель 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Основы сценической речи
Имитационные упражнения под музыку.
Разбор ролей
Имитационные этюды.
Имитационные этюды. 4
1
1
1
1
Май 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4. Сказка "Теремок"
Драматизация сказки «Теремок»
Репетиция
Репетиция
Показ сказки "Теремок" перед родителями 4
1
1
1
1
3. Содержание программы
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим миром» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Разделы программы :
№ Тема Направление
1 Вводное Знакомство с театральной деятельностью
2 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я» Развитие навыков общения, развитие воображения, логического мышления, творческого мышления.
3 «Пойми меня» Развитие навыков альтернативного общения, развитие воображения, логического мышления, творческого мышления. Снятие зажимов
4 Создание игровой мотивации Создание мотивации для дальнейшего обучения, раскрепощение, снятие зажимов, выявление творческих способностей.
5 «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» Обучение навыкам литературного анализа, выявление творческих способностей, обучение навыкам "переноса" роли.
6 Основы актерского мастерства Обучение основам актерского мастерства, снятие зажимов, помощь в реализации творческих способностей.
7 Основы сценического движения Обучение поведению на сцене, основам сценографии, развитие внимания, обучение владению собственным телом, общее физическое развитие.
8 Основы сценической речи Общая постановка звуков, ликвидация простых проблем с речью.
9 Сказка "Теремок" Актуализация ЗУН по актерскому мастерству, обучение публичному поведению.
4. Методическое обеспечение программы
Педагогические условия для реализации программы :
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
- последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
5. Список литературы
1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.
2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.
3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.
4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.
5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.
6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.
7. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.
9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.
10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :2013г.
12. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :2014г.
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2013.
14. : Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.
15. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2012
16. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
18. Г. В. Генов «Театр для малышей» М. 2013г.
Информационная карта
1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида».
2. Программа кружка «Театральные бусинки» (коммуникативно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста).
3. Авторы - М. П. Кубышкина, воспитатель, А. Л. Черных, воспитатель
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст. 14.
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
4.2. Область применения: дополнительное образование детей.
4.3. 1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
4.4. Тип программы : модифицированная
4.5. Вид программы : образовательная.
4.6. Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст (5-6лет)
4.7. Продолжительность обучения: срок реализации программы 1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов:
6. Заключение методического совета: Протокол заседаний №___ от ___ г.