Татьяна Доценко
Рабочая программа кружка по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по ПДД
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4- 5 лет 4 4
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность 5
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка 5
2.3. Организационно – методическое обеспечение программы 6
2.4. Прогнозируемый результат 6
2.5. Развивающая среда в группе 6
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка 6
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план кружка 7
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями 11
3.3. Методическая литература 12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 4-5 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.
Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
-обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
-освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Форма занятий: фронтальные (групповые, индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации кружка «Азбука дорожной безопасности» : акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.
Тип кружка : долгосрочный.
Направленность: социально – педагогическая.
Основные направления работы по программе :
Профилактическое:
- обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;
- предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;
- определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребё нка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объё м памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем
пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать
дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Программа «Азбука дорожной безопасности» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
2.2. Методы, используемые на занятиях кружка
Методы и формы работы с детьми :
-словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;
- рассматривание иллюстраций;
- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
Методы и формы работы с родителями :
- консультации;
- оформление уголков безопасности дорожного движения в ДОУ (группах);
-памятки-буклеты по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
- анкетирование;
- индивидуальные беседы о соблюдении правил дорожного движения;
- день открытых дверей;
- участие в конкурсах, акциях на тему ПДД.
2.3. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. по май 2021г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Наполняемость групп: 21 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)
уголок «Дорожного движения»;
наглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; дорожные знаки;
методический инструментарий;
художественная литература по ПДД.
2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка
карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
светофоры, дорожные знаки, фигурки людей (пешеходов, водителей);
плакаты, иллюстративно-наглядный материал по ПДД;
сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
настольно-печатные игры;
детская художественная литература;
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план кружка
Тема занятия
Кол-во
заня-тий
Программное содержание Формы и методы работы
Сентябрь
Диагностика 2 Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе. Опрос.
«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» 1 Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность. Беседы с рассматриванием иллюстраций различных ситуаций. Проблемная ситуация «Как найти свой дом».
«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» 1 Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память. Рассматривание сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Беседа с детьми о том, как они добираются до детского сада.
Октябрь
«Знакомство с улицей» 1 Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».
«Что такое транспорт».
«Какие бывают машины» 2 Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Познакомить детей с машинами специального назначения. Раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определённому маршруту. Рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседа. Конструирование машин из строительного материала.
Рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта.
НОД «Машины спешат на помощь».
Прогулка «Наблюдение за транспортом» 1 Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей. Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом.
Ноябрь
«В городском транспорте» 1 Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте. Рассматривание сюжетных картинок с правилами поведения в городском транспорте. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах» 2 Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. Чтение рассказа
Н. Носова «Автомобиль».
Рисование «Будь внимателен на дороге!»
Прогулка
«Я - пешеход» 1 Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу. Подвижная игра: «Стоп!», «Весёлый трамвайчик».
Декабрь
«Особенности движения по скользкой дороге» 2 Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге. Рассматривание иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года.
Рисование «Осторожно, гололёд!».
Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». Чтение С. Михалков «Гололёд».
«Где можно и где нельзя играть» 1 Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности. Рассматривание иллюстрации по теме. Д/игра «Что будет если…». Игровая ситуация «Научи Незнайку играть во дворе».
Прогулка. «Опасности нашего двора»
1 Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. Наблюдение, беседа, подвижная игра.
Январь
«Правила ПДД. Детям нужно это знать» 1 Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход. Беседа о подземном, наземном переходах, как правильно переходить улицу. Чтение книги «Правила дорожного движения».
«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке» 2 Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность. Чтение «Азбука безопасности»
О. Бедарева.
Игровая ситуация «Кто такие пешеходы?».
Д/игра «Разрешается, запрещается».
Прогулка. «Прогулка пешехода в зимнее время года». 1 Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор. Наблюдение, беседа, подвижная игра.
Февраль
«О чём говорят дорожные знаки» 1 Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Рассматривание знаков на картинках. Стихотворение В. Кожевникова «Песенка о правилах».
НОД «В гости к дорожным знакам».
«Светофор»
2 Дать детям понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление. Чтение стихотворений и рассказов о светофоре.
Аппликация «Три глаза светофора».
Прогулка.
«Светофор и его сигналы» 1 Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода. Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).
Март
«Что такое пешеходный переход» 2 Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах. Беседа о различных видах переходов через дорогу. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».
Аппликация «Пешеходный переход».
«Как правильно переходить улицу» 1 Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Чтение О. Бедарев «Если бы».
Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть её.
Прогулка.
«Наша улица» 1 Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге. Наблюдение, беседа, подвижная игра.
Апрель
«Катание на велосипеде (самокате, роликах)» 2 Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде».
«Влиятельная палочка» 2 Дать начальное представление о работе полицейского - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным. НОД «Профессия – регулировщик».
Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».
Май
«Правила дорожные детям знать положено» 1 Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте. Выставка макетов, рисунков.
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» 1 Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. Игры, инсценировка, исполнение песен, эстафета.
Диагностика
2 Оценить знания и представления по теме с сентября по май.
Опрос.
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями
Месяц Формы и методы работы
Сентябрь Ознакомить с планом работы по ПДД с детьми на учебный год.
Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города».
Памятки-буклеты для родителей «Воспитываем грамотного пешехода».
Октябрь Рекомендация «Прогулка по улицам города».
Консультации «Что дети должны знать о правилах дорожного движения».
Совместное оформление индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.
Ноябрь Консультация «Безопасность детей на улице».
Фотовыставка «Дети на улице».
Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».
Декабрь Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».
Консультация для родителей «Ребёнок на санках».
Памятки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Январь Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».
Рекомендации по домашнему чтению. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!».
Февраль Рекомендовать совершить экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой.
Консультация для родителей: «Безопасное кресло».
Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил дорожного движения.
Март Консультация «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».
Рекомендации для родителей игр по ПДД.
Развлечение «Путешествие за светофором».
Апрель Информационный лист «Ребенок на велосипеде».
Консультация «Дети участники дорожного движения».
Совместное участие в конкурсах рисунков на тему ПДД.
Май Консультация «Безопасная дорога летом».
Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле».
Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».
Тематический день по ПДД (вовлечение родителей к организации и проведению этого дня).
3.3. Методическая литература
1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
2. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
3. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
4. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. :ТЦ Сфера, 2007.
5. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
6. Т. Ф. Саулина Знакомим дошкольником с правилами дорожного движения.
7. Н. В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.
8. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
9. А. Бочко Правила дорожного движения.