Ирина Горпенко
Рабочая программа кружка по обучению игре на аккордеоне и баяне для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в определённой степени затронули систему образования и культуры. Центрами музыкального воспитания и образования детей остаются как и прежде детские музыкальные школы, детские школы искусств. Любовь и интерес к музыке начинают прививать в дошкольных учреждениях в рамках образовательных программ.
Публикация «Рабочая программа кружка по обучению игре на аккордеоне и баяне для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Переход детских садов на автономию позволил расширить сферу дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Одной из них в нашем МДОАУ является кружок «Баянаккорд» - обучение игре на аккордеоне, баяне. Детей дошкольного возраста можно сравнить с мягкой глиной, из которой возможно вылепить будущего художника, музыканта, композитора. Если у ребёнка есть желание, любовь к музыке и чувство ритма, то обязательно нужно развивать в дальнейшем его музыкальные способности.
Программа кружка составлена на основе программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967г,1988г и др.) с учётом возраста ребёнка 6-7 лет. Это связано с желанием родителей обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Обучение игре на инструменте не только развивает музыкальные способности, но и учит выносливости, смелости (выступление на аудиторию, развивает внимание и память, организовывает, дисциплинирует, делает ребёнка разносторонним и активным, что очень важно в учёбе.
Цель программы :
создание «музыкального фундамента», на котором построится всё дальнейшее развитие ребёнка (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
Основные задачи программы :
1. Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти.
2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, звукоизвлечение и меховедение, воспитание аппликатурной дисциплины.
3. Освоение теоретических знаний: ключи, ноты, длительности нот, счёт, паузы, динамика.
4. Приобщение ребё нка к различным видам музыкальной деятельности: самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения.
5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям: учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному её восприятию.
Принципы построения программы :
1. Принцип доступности и учёт индивидуальных особенностей детей.
2. Принцип доброжелательного отношения к ребёнку.
3. Принцип ненавязчивости и учёта желания ребёнка и его родителей.
Формы организации занятий:
1. Индивидуальное обучение в классе по специальности.
Форма занятий – урок по 20-25 минут 2 раза в неделю.
2. Игра в ансамбле с педагогом.
Ансамбль – это вид совместного музицирования.
Формы и методы контроля.
1. День открытых дверей для родителей.
2. Выступление на концертах.
3. Отчётный концерт в конце года.
Алгоритм выполнения программы.
Обучение игре на инструменте начинается с до нотного периода. На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой.
Содержание работы :
1. Слушание музыки (определение характера, жанра).
2. Сознания ритмического своеобразия жанров.
3. Пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
4. Определение количества звуков, мотивов.
5. Осознание понятие относительной высоты звуков.
6. Знакомство с ладом.
7. Знакомство с интервалами.
8. Постановка руки и освоение штрихов.
9. Игра на инструменте и в ансамбле.
10 Исполнение лёгких пьес, этюдов, упражнений.
11. Выполнение творческих заданий: сочинение маленьких мелодий, подбор по слуху, рисунки к пьесам.
Этапы обучения игре на инструменте.
1. Знакомство и слушание народной попевки, песенки или пьесы.
2. Первоначальное обучение одним пальцем – изучение клавиатуры правой и левой.
3. Обучение игре на инструменте нон легато.
4. Изучение нотной грамоты.
5. Игра по нотам.
Музыкальный материал.
Упражнения для развития рук на столе:
1. «Мостик».
2. «Прыжки».
3. «Мячик».
4. «Классики».
5. «Прыгающий мостик».
Упражнения для усвоения клавиатуры:
1. «Пошли в гости» - постановка руки на клавиатуре, выполняется третьим пальцем.
2. «Замок – молния» - расслабление запястья, свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
3. «Перелёты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
4. «Меткий стрелок»; «Охота» - слухомоторная координация.
5. «Найди меня» - упражнение на развитие слуха.
6. «Шагающий экскаватор» - раскачивания запястья с 1-го по 5-й палец.
7. «Медведь» - механическое звучание нот в левой клавиатуре.
8. «Эхо» - развитие слуховых навыков.
9. «Кукушка» - передача характера.
Учебное пособие.
1. Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне».
2. Г. Статавкин «Начальное обучение на готово-выборном баяне»
3. Г. Бойцова «Юный аккордеонист».
Учебно-материальная база.
Баян : «Восток» 43 х 80.
Аккордеон : «Малыш» 23 х 14.
Оценочные критерии:
1. Образные оценки (солнышко, тучка).
2. Оценки в виде символа ("мажорки" – "минорки", золотые нотки).
Годовые требования:
Концу года ребё нок должен освоить : 4-5 пьес, песенок, попевок, исполняемых двумя руками вместе или одной рукой.
Методические рекомендации.
Желательно, чтобы дети, обучающие по данной программе, обладали определёнными музыкальными способностями (слух, ритм, память, но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить интерес и желание заниматься музыкой.
Обучение на инструменте необходимо начинать с левой руки. Пьески подбираются с учётом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Мелодии должны быть короткие, объём не больше восьми тактов. Музыкальное воспитание строится на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов. Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от занятия к занятию с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Ребёнок должен понять закономерности аппликатуры.
Убедившись о том, что малыш слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз, хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы, название клавиш, можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».
Москва «Просвещение» 1989г.
2. «Программа для музыкальных школ» Министерство Культуры СССР 1967г., 1988г.