Нина Козлова
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию «Легоград» с детьми подготовительной группы 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Публикация «Рабочая программа кружка по дополнительному образованию „Легоград“ с детьми подготовительной группы 6–7 лет» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребёнка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность :
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание
«я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы :
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Отличительные особенности программы :
Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей дошкольного возраста – 6 – 7 лет.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД) :
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
• Совершенствование навыков классификации.
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Подготовительная группа – 36 занятий в год, по 30 минут.
Занятия проводятся с детьми во второй половине дня.
Ожидаемые результаты реализации программы :
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
•
Дети будут иметь представления:
• О деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
• Об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса;
• О зависимости прочности конструкции от способа соединения её отдельных элементов;
• О связи между формой конструкции и её функциями.
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы :
• Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
• Выставки по LEGO-конструированию;
• Конкурсы, соревнования, фестивали.
К концу обучения у детей развита:
• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• У ребёнка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• У ребёнка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
• Ребёнок овладел умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
• Ребёнок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
• Ребёнок овладел умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
• Ребёнок овладел приёмами индивидуального и совместного конструирования;
• Знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.
Содержание педагогического процесса:
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является весёлым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нём.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребёнка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребёнка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребёнок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые её части, выступая в роли творца.
Учебно-тематический план.
Подготовительная группа (6 – 7 лет) :
Тема Количество занятий
Конструирование по замыслу 8
Красивый мост 1
Мы в лесу построим теремок 1
Избушка Бабы Яги 1
Грузовик везёт кирпичи 1
Корабль 1
Аэропорт 1
Многоэтажные дома 1
Магазины 1
Детский сад 1
Животные на ферме 1
Овечка 1
Дом фермера 1
Качели 1
Карусели 1
Беседка для ребят 1
Горка 1
Городской транспорт 1
Светофор 1
Знакомство с дорожными знаками 1
Играем в зоопарк 1
Слон 1
Верблюд 1
Ракета, космонавты 1
Космический корабль 1
Луноход 1
Паровоз везёт товары 1
Станция 1
Дома на нашей улице 1
Итого: 36
Подготовительная группа :
Тема
Программное содержание Оборудование
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Красивый мост Закрепить навыки полученные ранее, учить строить мост по карточке. Куколки, образец, наборы деталей конструктора.
Мы в лесу построим теремок Развивать творческое воображение; учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца); учить строить теремок. Игрушки зверей (медведь, лиса, заяц, наборы деталей конструктора.
Избушка Бабы Яги Закрепить умение строить по карточке; учить строить сказочную избушку Бабы Яги. Картинка с изображение избушки, русская народная сказка «Гуси-лебеди», образец, наборы деталей конструктора.
Грузовик везёт кирпичи Учить строить по карточке, находить различия и сходство в схеме; учить рассказывать о проделанной работе. Грузовая машина, образец, конструктивные детали, мелкие игрушки.
Корабль Закреплять навыки конструирования; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. Образец корабля, наборы деталей конструктора.
Аэропорт Учить строить разные самолёты по схемам; развивать глазомер, навыки конструирования. Образец корабля, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Многоэтажные дома Развивать творческую инициативу и самостоятельность; формировать обобщенные представления о домах. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Магазины Закрепить названия магазинов, их виды. Картинки с изображением магазинов, мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Детский сад Учить строить детский сад; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Животные на ферме Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека; воспитывать любознательность, навыки конструирования. Образец, наборы деталей конструктора.
Овечка Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворения о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Барашек»; закреплять знания о домашних животных; учить строить животных.
Игрушки и картинки с изображением зверей, наборы деталей конструктора.
Дом фермера Закреплять навыки строить по схемам; учить строить двухэтажный дом фермера из лего-конструктора «Дакта». Образец постройки домика, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Качели Учить строить сложную постройку из лего-конструктора. Образец, наборы деталей конструктора.
Карусели Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора. Образец, наборы деталей конструктора.
Беседка для ребят Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада, по памяти; развивать память, навыки конструирования. Фотографии беседки, наборы деталей конструктора, образец.
Горка Учить определять составы деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Городской транспорт Закреплять знания о городском транспорте; развивать наблюдательность, внимание, память; учить строить автобус. Автобус, картинки с изображение транспорта, наборы деталей конструктора.
Светофор Закрепить знания о светофоре. Макет светофора, наборы деталей конструктора, образец.
Знакомство с дорожными знаками Познакомить с дорожными знаками; учить строить дорожные знаки на плате. Картинки с изображение дорожных знаков, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Картинки с изображение животных, наборы игрушечных зверей, наборы деталей конструктора.
Слон Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора «Дакта». Картинка с изображение слона, образец, наборы деталей конструктора.
Верблюд Продолжать знакомить с обитателями зоопарка; учить строить одно- и двугорбых верблюдов. Картинки с изображение верблюдов, образец, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Ракета, космонавты Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине; учить строить ракеты. Картинки, образец, наборы деталей конструктора.
Космический корабль Рассказать о космическом корабле; учить строить космический корабль. Картинки с изображением космических кораблей, образец, наборы деталей конструктора.
Луноход Рассказать о луноходе; учить строить луноход из деталей конструктора. Картинки, образец, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Паровоз везёт товары Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда; развивать фантазию, воображение. Картинка с изображением поезда, мелкие игрушки, набор деталей конструктора.
Станция Продолжать знакомить с железной дорогой; учить строить станцию для паровозиков. Наборы деталей конструктора.
Дома на нашей улице Закрепить умение строить домики. Картинка с изображением города, образец, наборы деталей конструктора.
Конструирование
по замыслу Закрепить полученные ранее навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Мелкие игрушки, набор деталей конструктора.