Галина Колбина
Рабочая программа кружка «Ладошечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Кружок «Ладошечки»
«Художественное направление»
( дисциплина: рисование)
МБДОУ д\с №10 "Щелкунчик" г. Саяногорска п Черемушки
воспитатель Колбина Галина Сергеевна
2019-2020 учебный год.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Публикация «Рабочая программа кружка „Ладошечки“» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественная деятельность- специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Настоящая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Р. Г. П. У. имени А. И. Герцена авторским коллективом под руководством Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. Переработанной в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный № 30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013 № 100-1241 «О введении ФГОС ДО в образовательных организациях РХ».
Программа раскрывает задачи и содержание работы по развитию художественно творческой деятельности детей от 6 до 7 лет, с учетом возрастных особенностей.
Наименование программы
Настоящая программа разработана на основе программно-методического пособия Л. В. Куцакова С. И. Мерзлякова «Росинка»
Актуальность создания данной программы обусловлена необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно творческой деятельности.
1. Цели и задачи рабочей программы
Цель: Создание условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно- творческой деятельности.
Изобразительное искусство
Задачи:
1. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести
детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию
разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в
окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к
окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных,
досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и
художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и
начальному обобщению представлений об искусстве.
4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений,
желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе
посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих
досугов, рукоделия, проектной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи:
1. Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности,
индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
2. Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и
изобразительно-выразительные умения.
3. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и
познавательные способности.
2. Требования к содержанию рабочей программы.
Поддержка стремления создавать в рисовании изображения предметов и событий, умения принимать тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Учебный план
Виды НОД
Предметное Сюжетное Декоративное По замыслу С натуры Всего
Мониторинг 4
Рисование 10 7 5 3 4 29
итого 29
Программа предполагает проведение одной развевающей ситуации в неделю в форме кружковой деятельности. Во второй половине дня, продолжительностью 30 минут. Общее количество развивающих ситуаций в год: 29
Способы проверки знаний, умений и навыков.
Для того чтобы проверить в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить педагогический анализ два раза в год. Диагностика проводится методом наблюдения.
3. Планируемые результаты освоения Программы.
Достижения ребенка (Что нас радует)
Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в
процессе деятельности; имеет творческие увлечения.
Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем
мире и в искусстве; узнает, предметы народных промыслов, задает
вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов
искусства.
Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе
выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов
создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует
деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и
организованность.
Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения
коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей.
Ребенок не замечает красоту в повседневной жизни; не интересуется
искусством.
Рисует, лепит, конструирует более охотно при поддержке взрослого;
демонстрирует невысокий уровень творческой активности.
Показывает относительный уровень технической грамотности, создает
изображения примитивными однообразными способами.
Затрудняется в планировании работы.
Конфликтно участвует в коллективном творчестве.
4. Описание образовательной деятельности
Изобразительное искусство.
Интерес к проявлениям красоты в окружающем мире, желание задавать вопросы
и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства,
привлекательные предметы быта и природные объекты.
Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного
искусства, разных видов архитектурных объектов: о специфике видов искусства
(скульптуры, живописи, графики, архитектуры, используемых изобразительных и
строительных материалах и инструментах.
Представления и опыт восприятия произведений искусства
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере
промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности,
связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в
них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного
искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие
декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления
поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.
Профессиональное прикладное искусство.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать
впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета.
Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой
деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, умение
передавать свое отношение.
Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания
выразительных средств, умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа;
выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и
их отчитать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения
планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его;
вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение.
Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и
проявление бережного отношения к материалам и инструментам.
Освоение и самостоятельное использование разных способов создания
изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.
Изобразительно-выразительные умения:
Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства
выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство
передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности
свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать
краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок.
Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном
изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В
изображении предметного мира передавать сходство с реальными объектами; при
изображении с натуры — типичные характерные и индивидуальные признаки
предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов — признаки
сказочности; в сюжетном изображении изображать линию горизонта согласно
создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах; в
декоративном изображении создавать нарядные стилизованные образы; украшать
предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы,
предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображения разными
способами построения композиции; использовать некоторые способы стилизации
образов реальных предметов.
5. Описание методического обеспечения.
1. ТСО (магнитофон, презентации, ноутбук).
2. Учебно-наглядные пособия (муляжи, образцы, предметы народного декоративно-прикладного искусства, картины художников – иллюстраторов)
3. Оборудование (кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветные карандаши, гуашь, фломастеры, магнитная доска, ширма, дидактическая кукла, волшебный мешочек, волшебный сундучок; мольберт, альбомы
Для закрепления пройденного материала особое внимание уделяется сопутствующим формам обучения (дидактические игры, экскурсии). Реализация целей и задач осуществляется в тесном взаимодействии с родителями.
Национально – региональный компонент реализуeтся через внедрение экспериментальной программы «Колыбель – моя Россия» по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработанная коллективом МДОУ – детский сад №10 «Щелкунчик» под руководством научного руководителя Горбуновой О. Ф.
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Традиционные праздники и мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом МБДОУ д/с № 10 «Щелкунчик»
7. Организация предметно-развивающей среды
Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр., чтобы дети могли сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Подойдут для этой цели и каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы.
Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Время от времени постройки фотографируют и создают фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти в группе место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою поделку, работу, украсить ею помещение
8. Список литературы:
1. О. В. Павлова Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа. Комплексные занятии. Волгоград. Издательство «Учитель», 2015
2. Т. М Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада «Художественное творчество» ТЦ «Учитель», 2013.
3. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников нетрадиционные техники» МОСКВА Издательство СРИПТОРИЙ 2003, 2016
4. Л. В. Куцакова С. И. Мерзлякова «Росинка»
Комплексно – тематическое планирование.
1 Знакомство с техникой. Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.
2 «Путешествие по радуге».
пальчиками Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3 «Дары осени».
мятая бумага Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно.
4 «Осенний пейзаж».
по сырому + манка Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.
5 «Осенний натюрморт в вазе».
печатание листьями + набрызг Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувство композиции.
6 «Веточка рябины».
пальчиками Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
7 «Сказочные животные в осеннем лесу».
Тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально
8 «Портрет моей мамы».
ватные палочки + разноцветная соль Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму. Г
Выставка детских работ ко дню матери
9 «Снежинки».
кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.
Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.
10 «Зимний лес».
набрызг + ватные палочки + зубная паста
Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг.
Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями.
11 «Здравствуй дедушка Мороз»!
жесткой полусухой кистью + вата Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.
12 «Новогодняя ночь»
Техника граттаж Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
13 «Зимние напевы»
Набрызги
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
14 «Плюшевый медвежонок»
Рисование поролоном.
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
Выставка работ «Скоро, скоро Новый год!
15 «Снегири на ветке». Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
16 «Невиданный зверь».
кляксография + восковые мелки Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
17 «Цветы в горшочке».
ниткография Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.
18 «Красивые картинки из цветных ниток»
Рисование нитками Продолжать учить детей разным не традиционным способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
Учить аккуратно пользоваться клеем наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Гуашь, салфетки, вода, цветные нитки, простой карандаш, альбомные листы. Образец воспитателя Давыдова стр 89
19 «Семёновские матрёшки».
пальчиками + мятая бумага Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. Гуашь, салфетки, вода,, простой карандаш, мятая бумага. Образец воспитателя Стр. 86
20 «Портрет солдат».
восковые мелки + акварель
Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.
21 «Военные корабли».
по-мокрому + отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Выставка работ ко Дню Защитника
22 «Мимоза».
тычком + набрызг
+ аппликация Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки
Выставка ко Дню 8 Марта.
23 «Ранняя весна».
по – мокрому Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение
24 «Подводное царство».
Гратта ж + восковые мелки
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
25 «Волшебные узоры».
ниткограффия Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.
26 «Закат солнца в пустыне».
акварель + цветная соль) Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.
27 «Космос».
граттаж + набрызг + восковые мелки Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Выставка работ ко Дню Космонавтики
28 «Сказочная поляна».
монотипия предметная Учить изображать распускающие деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. акварель, салфетки, вода, ватные палочки, простой карандаш, альбомные листы.
29 «Сакура».
по - мокрому+ набрызг+ватные палочки+пластиковая бутылка Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Диагностика за год