Терновая Светлана
Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“ для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» размещена в разделах
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т. д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие.
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Форма реализации:
Программа реализуется через образовательную деятельность в кружке «Говорушки».
Набор в кружок ведется по желанию воспитанников и родителей.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 32.
Адресность: Программа предназначена для воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Во время занятий решаются речевые задачи: развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей.
Развит артикуляционный аппарат.
У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Успешность художественно-эстетического развития воспитанников в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированию у воспитанников базового объема знаний.
Работа детского сада и семьи строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.
Цель: проводить работу с родителями с учетом развития творческих способностей воспитанников дошкольного возраста.
Задачи:
- создавать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами и родителями;
- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания воспитанников в пространстве культурно-досуговой деятельности;
- консультировать родителей о возможностях организации культурно-досуговой деятельности как одной из форм развития творческих способностей дошкольников;
- помочь родителям использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы с родителями:
Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешными в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счёт уменьшения общения с детьми…. И не все понимают, что теряет ребёнок, у которого для общения остаётся – в лучшем случае сестра или брат, а в худшем – телевизор.
Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.
Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают о чём и как разговаривать с малышом
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.
План работы с родителями
Сентябрь
Узнать о речевом общении и уровне развития ребёнка.
Развитие умения отвечать на вопросы полным ответом, умение придумать и сказать пожелание имениннику.
Дать знания родителям об особенностях развития детей данного возраста.
Настроить родителей на то, что развитие речи ребёнка – это совместная деятельность специалистов и родителей.
Октябрь
Упражнять детей в составлении описательного рассказа о растительном мире.
Закреплять знания о названиях овощей, познакомить со словом «рецепт».
Общение ребёнка с родителем в результате совместной работы.
Развитие речи детей при подготовке к игре - драматизации «День рождения в «Теремке».
Составление детьми небольших рассказов из личного опыта по своим фотографиям.
Ноябрь
Упражнять детей в составлении описательного рассказа о животном. Вызывать положительные эмоции.
Составление детьми небольших рассказов из личного опыта по своим фотографиям.
Декабрь
Общение родителей и детей в процессе изготовления «Змейки». Развитие речи детей путём обыгрывания речевых сценок со «Змейками».
Познакомить родителей с работой психолога по подготовке детей к школе (прим).
По готовому набору диалогов или самостоятельно придуманному. Например:
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
-А Пётр что делает?
-Да на печи лежит!
Предупредить родителей о рассказе «Новогодние каникулы»
Январь
Стимулировать родителей к чтению детям различной литературы. Выяснить умение ребёнка пересказывать прочитанные ему произведения.
Учить детей составлению рассказов из опыта.
Вызвать положительные эмоции у детей, когда они поздравляют именинников и дарят им подарки.
Использование групповой библиотеки в работе с детьми и их родителями.
Составление рассказов из опыта «Новый год».
Приглашаются родители именинников.
Февраль
Развивать связную речь ребёнка путём составления рассказов по впечатлению от увиденного.
Обучение детей составлению рассказа из личного опыта по фотографии.
Составление детьми небольших рассказов из личного опыта по своим фотографиям.
Март
Учить составлению описательного рассказа о любимой перелётной птице совместно с родителями. Развивать у ребёнка умение пересказывать подготовленный текст.
Объяснить родителям значимость посильного детского труда для развития нравственных чувств ребёнка и сплочения семьи.
Апрель
Развивать кругозор ребёнка, интерес к профессиям, составлять описательный рассказ о профессии родителей.
Желательно обеспечить участие обоих родителей в беседе с ребёнком о своих профессиях, и отца – об инструментах. На праздник приглашаются родители именинников. На собрание приглашения пишут дети, с помощью воспитателя.
Май
Оценка ребенка
Мнение родителей о жизни ребёнка в детском саду. Советы родителям, задание на лето.
Перспективный план работы кружка «Говорушки»
Сентябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. Игровое упражнение "Обведи правильно"
Физкультминутка. Игра с мячом "
Моделирование.
Игровое упражнение "Дорисуй картинку"
2. Заучивание стихотворения О. Г. Зыкова. Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе
Октябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. «У Лариски - две редиски» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»
Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)
2. Составление рассказа «Моя комната» Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие) Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игровое упражнение "Соедини правильно"
Игра " загадки-отгадки"
Физкультминутка. Игра "Встреча друзей"
Игра " Какие бывают слова".
Рисование " Иголки"
4. «Овощи»
Заучивание стихотворения
Н. Кончаловской. Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.
Ноябрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. Игровое упражнение "Кто в домике живет"
Физкультминутка "Зарядка"
Игра "Подскажи словечко"
Игровое упражнение "Соедини правильно"
Рисование "солнышко".
2. Вечер загадок. Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).
3. Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. Игровое упражнение "Соедини правильно"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутке "Встреча друзей"
Игровое упражнение "Найди ошибку художника"
4. Заучивание стихотворения Н. Саконской. Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?
Декабрь.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. «Невероятные истории» Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
2. «Снежок» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Снежок»
Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)
3. Звук "Ш" (песенка "ветра", рисование шариков, заучивание потешки. Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности Игра " Подскажи словечко"
Игровое упражнение "будь внимательным"
Физкультминутка "Шарик"
Рисование "Шарики"
Заучивание потешки.
4. Дидактическая игра «Проведи дорожку» Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.
Январь.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Звук "Ж" (песенка жука, рисование желудей, заучивание стихотворения
И. Солдатенко Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игра " загадки и отгадки"
Игровое упражнение "раздели правильно"
Игровое упражнение " Будь внимательным"
Физкультминутка " Жуки"
Рисование "Желуди"
2. Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек,повторение стихотворений. Способствовать развитию фонематического слуха,различать согласные звуки"Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия,интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"
3. «Мои любимые животные» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «У оленя»
Рисование «Мои любимые животные».
Февраль.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Драматизация сказки «Колобок» Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
2. Составление рассказа о зиме. Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
3. «Весёлый Снеговик» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).
4. Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение
Г. Сапгира. Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"
Игра " Закончи предложение"
Физкультминутка"Игровое упражнение "Цапля"
Рисование " Огурцы".
Март.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Заучивание чистоговорки. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
2. «Мимоза для мамы» Работа над темпом и ритмом речи.
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. Пальчиковая игра «Цветочек»
Рисование «Мимоза для мамы»
3. Дидактическая игра «Огород» Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. Импровизация (собираем овощи в корзины).
4. «Дружба» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Дружба»
Игра «Шоферы»
Апрель.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения
Е. Александровой Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. Рисование " Неваляшка"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"
Игровое упражнение "Раздели правильно"
Заучивание стихотворения
2. Заучивание стихотворения
А. Кочергиной Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
3. Звуки "М
МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ".Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. Заучивание стихотворения
Рисование "Мишка"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Раскрась правильно"
4. Чтение сказки
С. Маршака «Красная шапочка» Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.
Май.
№ Занятие Цель Методические приемы
1. Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.
2. Звуки "г-к", закрашивание предметов,заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки"Г-К".Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"
Игровое упражнение "Соедини правильно"
Физкультминутка "Пальчики"
Игра "скворечник"
Заучивание стихотворение.
3. «Чудесный вечер» Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Пальчиковая гимнастика», Л. П. Савина.
«Развитие речи детей 4-5 лет», О. С. Ушакова. - М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
Хрестоматия 4-5 лет, Н. П. Ильчук.
Хрестоматия 2-4 года, Н. П. Ильчук.
Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.
Хрестоматия от 1 до 4 лет, И. М. Стремок.
«Читаем детям», З. Г. Сахипова.
Жукова О. Игры со сказками. - С. -П. : Издательский дом «Нева», 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР. - С-П. :
Детство-пресс, 2005.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2005.
Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. – М. : Гном и Д., 2011.
Сидорова У. М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М. : Творческий центр «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы.