Екатерина Лещенко
Рабочая программа «Космос. Планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе программы «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой и др.
Нормативно - правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
2. Федеральные государственные требования дошкольного образования;
Публикация «Рабочая программа „Космос, Планета Земля“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Планета Земля - наш дом
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666) ;
5. Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 №2151) ;
6. Основная образовательная программа дошкольного образования на 2013 – 2016 г. г.
7. Положение о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в ДОУ №53 компенсирующего типа для детей 5-7 лет
Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.
Цель программы : обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, в том числе детей с особыми возможностями здоровья.
Задачи программы :
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на стимуляцию познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.) .
Программное содержание :
1. Знакомить детей с тем, что Земля — шар, что она вращается вокруг Солнца, а Луна— вокруг Земли, что есть другие планеты; организует наблюдения за солнцем (где оно всходит и где заходит, какого цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца); рассказывает об освоении космоса и использовании спутников для хозяйственной деятельности человека; создает условия для реализации полученных представлений в разных видах продуктивной деятельности и в игре детей;
2. Формировать представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для жизни живых организмов, о том, что вода и воздух необходимы для роста и развития растений, для жизни человека и животных;
3. Формировать у детей элементарные представления о том, что ближнее и более отдаленное пространство может быть изображено с помощью общепризнанных условных символов на различного рода картах (планах местности, картах города, области, страны, мира); разные области с разными природными условиями обозначаются на карте по-разному (пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюс, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы — коричневым, леса — зеленым и т. Д.); учит составлять простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала); помогает детям понимать условные обозначения и создавать собственные знаки и применять их; строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршруты, придумывать символы или знаки событий, мест (пиктограммы);
4. Создавать условия для практического экспериментирования поискового характера;
5. Знакомить детей с тем, что по мере изменения сезонных явлений способы приспособления живых организмов к среде обитания тоже меняются (осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь засыпают; зимующие птицы — сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи — приближаются к домам людей);
6. Знакомить детей с глобусом, показывать, где на глобусе и на карте находятся Россия, Москва, Санкт-Петербург и их город или деревня, с какими странами граничит наша страна, как живут в других странах люди, чем знаменита Россия, чем гордятся другие страны;
7. Дать детям сведения о нескольких народах, населяющих Россию, о том, что дети, посещающие группу, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках; подводит к пониманию того, что жизнь людей устроена по-разному в Африке, на Севере, в Индии и т. д. ; что люди могут жить, питаться, одеваться иначе, чем мы привыкли;
8. Более углубленно знакомить детей с объектами неживой и живой природы: камнями, песком, глиной, их использованием человеком; свойствами воды, воздуха, ветром — движением воздуха, который способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных судов, помогает человеку переносить жару; сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, к морским кораблекрушениям; с почвой и ее ролью в жизни растений; солнцем (свет и тепло, растения ми, животными; с разнообразием водоемов (река, озеро, море, океан и др., причинами и по следствиями их загрязнения и необходимостью охраны, с зависимостью состояния природ ных объектов с характером деятельности человека.
На ряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент с учетом географического положения, климатических особенностей, национально-культурных особенностей и ценностей нашего края.