Ольга Адмаева
Рабочая программа дополнительного образования «Вокально-хоровое пение в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации
Партизанского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – детский сад №1"
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «ЦРР-детский сад №1» ПГО
___Курганова Н. А.
"___"___2022г.
Вокально-хоровой кружок
До-ми-соль-ка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст учащихся 5-6 лет
срок реализации 1 год.
Адмаева Ольга Павловна
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Вокально-хоровое пение в детском саду“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
музыкальный руководитель
Партизанский городской округ
2021
Раздел №1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время можно отметить, что у дошкольников недостаточно развита и сформирована музыкальная культура. Дети испытывают влияние иностранной музыки. Вокальная деятельность слабая.
Народное творчество, песни композиторов – классиков, пишущих музыку для детей – вот сокровищница, из которой можно черпать необходимый музыкальный материал.
Программа направлена на развитие у воспитанников дошкольного учреждения вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, обеспечивает укрепление физического, и психологического здоровья.
Наиболее доступной для понимания музыкальной формой, является песня, в которой слово связано музыкой, помогает раскрытию содержания.
Пение оказывает положительное влияние на формирование музыкальной культуры, обеспечивает эстетическое воздействие на ребенка. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) осваивают основы вокального творчества, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального развития воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, и была разработана программа дополнительного образования по вокально-хоровому пению, направленная на духовное развитие детей.
Направленность программы - художественная.
Язык реализации программы - русский
Уровень освоения - базовый.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет.
Дети Партизанского городского округа.
Особенности организации образовательного процесса :
Набор детей и формирование групп осуществляется в соответствии с:
-Положение об оказании платных образовательных услуг;
- Заявление родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Режим проведения - 1 раз в неделю.
полный объем учебных часов - 32часа.
Продолжительность учебного часа 30 минут.
Количество обучающихся в группе 7 - 12 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.
-воспитывать интерес и уважение к восприятию песен разных народов нашей страны, укреплять чувство дружбы и солидарности, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
- воспитывать сознательное отношение к пению, побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева, импровизации песни, танца, марша).
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Развивающие:
-развивать интерес к вокальному искусству, желание пробовать себя в песенном творчестве.
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
Обучающие:
- учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком, передавая характер, настроение, интонации песни
- учить брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова
- учить навыкам сольного и хорового исполнения
- формировать умение свободно себя чувствовать на сцене
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п Название раздела,
темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение
2. Песня- душа народа 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение
3. Правила красивого пения 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение
4. Настроение в песне 1 0,5 0,5 Выполнение задания
5. Расскажи нам, песенка 1 0,5 0,5 Выполнение задания
6. Осень чудная пора 1 0,5 0,5 Выполнение задания
7. Самая хорошая 1 0 1 концерт
8. Длинные и короткие звуки. 1 0,5 0,5 Выполнение задания
9. Волшебный микрофон 1 0,5 0,5 Выполнение задания
10. Город детства 1 0,5 0,5 Выполнение задания
11. Волшебная зима 1 0,5 0,5 Выполнение задания
12. С песней встретим Новый год 1 0,5 0,5 Выполнение задания
13. Русская зима 1 0,5 0,5 Рождественские посиделки
14. С чего начинается песенка 1 0,5 0,5 Тематическое занятие
15. В гостях у композитора 1 0,5 0,5 Музыкальная гостиная
16. От песенки до оперы 1 0,5 0,5 Музыкальная гостиная
17. Хороводные, шуточные, календарные песни 1 0,5 0,5 Игры с пением
18. Россия – Родина моя 1 0,5 0,5 Тематическое занятие
19. Подарок маме 1 0 1 концерт
20. Я красиво петь могу 1 0,5 0,5 Выполнение задания
21. Рисуем голосом 1 0,5 0,5 Выполнение задания
22. Весна-красна пришла 1 0,5 0,5 Тематическое занятие
23. Что такое доброта 1 0,5 0,5 Игры с пением
24. Апрельская капель 1 0,5 0,5 Тематическое занятие
25 Хоровод у березки 1 0 1 Музыкальная ярмарка
26. Солнечный хоровод 1 0,5 0,5 Игры с пением
27. Песенка о песенке 1 0,5 0,5 Выполнение задания
28. На зеленом лугу 1 0,5 0,5 Музыкальная ярмарка
29. Как беречь голос 1 0,5 0,5 Игровое занятие
30 Летняя карусель 1 0,5 0,5 Выполнение задания
31 Наш любимый детский сад 1 0,5 0,5 Итоговое занятие
32 С песенкой по лесенке 1 0 1 Отчетный концерт
Итого: 32 14,5 17,5
Содержание учебного плана
1. Тема: Вводное занятие. "Давайте познакомимся".
Теория: Роль музыки и песни в жизни человека
Практика: упражнение в умении удерживать интонацию на одном звуке. Передать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне.
2. Тема: Правила красивого пения.
Теория: Знакомить с голосовым аппаратом, певческой установкой, певческим дыханием.
Практика: упражнения на различение звуков по высоте (в пределах квинты)
3. Тема. Песня - душа народа
Теория: Развивать навык чистого интонирования звука.
Практика: Разучивание хороводной песни "Ой, сад во дворе"
4. Тема. Осень - чудная пора
Теория: Вокально-певческая постановка голоса
практика: "Осень в золотой косынке" -учить петь плавно и напевно.
5. Тема. "Настроение в песне".
Теория: Учить детей определять характер песни, знакомство с ладом.
Практика: Распевание. Разучить песню веселого, радостного характера. "Вместе весело шагать"
6. Тема. "Расскажи нам, песенка"
Теория: знакомство с названием ступеней (5-3-1) музыкальной лесенки
Практика: учить передавать в пении движение мелодии вверх, вниз.
7. Тема. Самая хорошая
теория: Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш)
практика: Разучивание песни "Ласковое слово".
8. Тема. Длинные и короткие звуки.
теория: Работа над ритмом.
практика: Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок в пении.
9. Тема. Волшебный микрофон
теория: Знакомство с микрофоном.
практика: Формирование навыков работы с микрофоном. Постановка корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона.
10. Тема. Волшебная зима.
теория: логические ударения в музыкальных фразах
практика: упражнения для правильного голосообразования. Песня "Зимушка снежная".
11. Тема. На пороге Новый год.
теория: закрепить знания о динамике и темпе.
практика: "Новый год у ворот" - петь легким звуком в оживленном темпе.
12. Тема. С песней встретим Новый год.
теория: выразительность и эмоции.
практика: "Новогодний хоровод" - петь в умеренном темпе, легким звуком.
13. Тема. Русская зима.
Теория: продолжать формировать ладотональный слух.
Практика: Песня "Метелица"- вокально-хоровая работа.
14. Тема. С чего начинается песенка?
Теория: закреплять знание о ступенях музыкальной лесенки.
Практика: Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру пения.
15. Тема. В гостях у композитора (Шаинскии)
Теория: Кто сочиняет песни?
Практика: Пение с музыкальным сопровождением и без него.
16. Тема. От песенки до оперы
Теория: Формы и жанры вокальной музыки.
Практика: Петь цепочкой по музыкальным фразам и всем вместе.
17. Тема. Хороводные, шуточные, календарные песни.
теория: закреплять представления детей о возможности графически передавать движение мелодии.
практика: Разучивание хороводной песни "Ай, да наша масленица".
18. Тема. Россия - Родина моя
теория: звуковедение
практика: Разучивание песни "Наша Родина сильна".
19. Тема. Подарок маме
теория: учить выразительно передавать музыкальные оттенки.
практика: Разучиваем песню "Нет дороже мамочки".
20. Тема. Мы красиво поем.
теория: Работа над дыханием
практика: "Потерял в лесу фонарик светлячок" - петь выразительно, передавая характер песни.
21. Тема. Рисуем голосом
теория: Возможности голоса. Закрепить умение детей точно определять движение мелодии.
практика: Песня "Мы вместе" - учить точно попадать на высокий звук мелодии.
22. Тема. Мы поем - приход весны ждем".
теория: различать звуки по длительности.
практика: Разучивание песни "Весна-красна идет".
23. Тема. Что такое доброта.
теория: учить различать, называть отдельные части музыкального произведения.
практика: Разучивание песни о дружбе.
24. Тема. Апрельская капель
теория: различать звуки по высоте в пределах квинты: высокий-средний-низкий.
практика: песня "Солнечная капель".
25. Тема. Хоровод у березки
теория: Эмоции.
практика: "Во поле береза стояла" - исполнять песню напевно, передавая спокойный характер.
26. Тема. Солнечный хоровод
теория: Учить петь выразительно.
практика: Отчетливо пропевать гласные и согласные.
27. Тема. Песенка о песенке
теория: Работа над текстом, дыханием, дикцией.
практика: петь выразительно, передавая веселый, радостный характер песни.
28. Тема. Разноцветное лето.
теория: работа над эмоциями.
практика: "На зеленом лугу", пение с движениями.
29. Тема. Как беречь голос.
теория: закаливание голоса
практика: петь легким звуком. Передавать голосом точно ритмический рисунок.
30. Тема. Летняя карусель
теория: работа над звуковедением
практика: "Вишенки сережки" Петь естественным звуком.
31. Тема. Наш любимый детский сад
теория: певческое раскрепощение.
практика: Вокально-хоровая работа. Песня "Детская дружба".
32. Тема. С песенкой по лесенке
Повторение песен.
1.4. Планируемы результаты.
Личностные результаты:
обучающийся будет активно участвовать в социальной деятельности.
обучающийся будет осознавать ценность своей творческой деятельности для окружающих.
Метапредметные результаты:
-обучающийся будет уметь свободно передавать характер вокала в зависимости от музыкального образа песни.
-будет выражать свои впечатления в эстетических суждениях о прослушанных песнях.
Предметные результаты:
-обучающийся получит представление о вокальном искусстве
-обучающийся будет знать специальную терминологию.
-обучающийся будет владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный вдох, пение без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, чистая интонация, дикция, правильная артикуляция).
-Будет уметь определять характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движения мелодии.
-будет различать и называть песни, прослушанные в течение года.
-обучающийся приобретет навык уверенно держаться на сцене перед аудиторией.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение
Место проведения: музыкальный зал.
-технические средства:
1. Баян
2. Музыкальный центр
3. Фонограммы песен
4. Микрофоны
5. Детские музыкальные инструменты
6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, шапочки, маски, ободки и т. д.)
7. Концертные костюмы.
8. Мультимедийный проектор
9. Экран
10. Компьютер.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: аудио, видео, фото, интернет источники.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного детей от 4 сентября 2014г. №1726 – р;
Письмо Министерства образования и науки от 18 ноября 2015 г. №09 – 3242;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Устав МБДОУ "ЦРР - детский сад№1" ПГО;
Положение об оказании платных образовательных услуг в МБДОУ "ЦРР - детский сад №1" ПГО;
Приказ "Об организации работы МБДОУ "ЦРР - детский сад №1" ПГО по оказанию платных образовательных услуг на 2021 - 2022 учебный год.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся : текущий, промежуточный и при необходимости - входной и итоговый контроль.
Входной контроль (при необходимости) обследование проходит по следующим направлениям:
1. Определение начального уровня развития певческих навыков детей.
2. Прохлопывание ритма.
3. Пение несложной детской песенки.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения программы и личностных качеств обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль не предусмотрен.
Уровни овладения певческими навыками:
низкий (1балл)
-голос слабый, невыразительный
-неумение пропеть попевку с сопровождением
-интонирование мелодии отсутствует.
-не различает звуки по высоте
-диапазон в пределах 2-3 звуков.
-продолжительность дыхания (звук "М") менее 15 сек.
средний (2балла)
-голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко.
-нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно.
-диапазон в пределах возрастной нормы.
-продолжительность дыхания 15-17 сек.
-пение знакомой мелодии при поддержке педагога
Высокий (3балла)
-голос сильный
-голос звонкий, яркий
-широкий диапазон по сравнению с нормой.
-продолжительность дыхания более 18 сек.
-пение знакомой мелодии самостоятельно
-точное, чистое интонирование.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, выполнение заданий педагога, устный опрос.
Возможные формы фиксации результатов
Информационная карта "Определение уровня развития певческо-хоровых навыков"
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых слушаний по окончании учебного года.
1 балл - не усвоил, нуждается в помощи педагога
2 балла - частично усвоил, частично нуждается в помощи педагога.
3 балла - усвоил, не нуждается в помощи педагога.
Анкета для родителей "Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении".
Анкета для родителей.
1. Считаете ли вы полезными занятия вокально-хоровым пением для вашего ребенка?
2. Хотели бы вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?
3. Как вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю?
4. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы?
5. Как вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?
6. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к пению? Что вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?
7. Требуется ли вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребенка?
8. Ваши отзывы и предложения.
-Участие в конкурсах, фестивалях и т. п.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов :
информационная карта, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото-видео, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат) и др.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала
1. Что такое хор?
2. Какие две части есть в песне?
3. Как называется вокальная разминка?
4. Что такое артикуляционный аппарат?
5. Вокальную музыку поют или играют?
6. Как называется музыкальная разминка для голоса?
7. Что такое лад?
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов : отчетный концерт.
2.3. Методические материалы
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.
Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность помогает выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному, освоить материал по индивидуальным возможностям ребенка, создав при этом каждому ребенку ситуацию успеха, ведь каждый ребенок - уникальная личность.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть эффектными. В этих целях программа обеспечена набором игровых приемов.
игры-превращения, образные упражнения;
мимические этюды;
музыкальные игры на развитие песенного творчества.
Музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения используются на каждом занятии:
игра "Дирижер"(дирижирует ребенок). "Волшебная палочка" (поет ребенок, которого коснется палочка).
Пальчиковые игры: Дружат в нашей группе - упражнение для рук, Зайка – проговорить потешку низким, высоким, жалобным, хитрым голосом. Мы делили апельсин – проговорить, прохлопать, показать без словесного сопровождения. Птички прилетели – проговариваем меняя голос (большие и маленькие птички).
2.4. Календарный учебный график.
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года
неделя 32
Количество учебных дней 32
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 15.09.2021-30.12.2021
2 полугодие 12.01.2022-31.05.2022
Возраст детей 5-6 лет
Продолжительность занятия, час. 30 минут
Режим занятия 1 раз в неделю
Годовая учебная нагрузка, час. 32
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п дата Название мероприятия Форма проведения
1 октябрь Концерт «День учителя» концерт
2 ноябрь «Любимым мамам посвящается» концерт
3 декабрь «Новогодний переполох» утренники
4 январь «Рождество-чудо Зимы» развлечение
5 февраль «Наши папы молодцы-ведь защитники они» концерт
6 март «Мама милая моя-очень я люблю тебя» развлечение
7 апрель «День птиц» развлечение
8 май «День Победы» квест
Список использованной литературы
1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М. : Скрипторий, 2017.
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. С-Пб. : Музыкальная палитра, 2016.
3. Евтодьева А. А. Игровые приёмы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017.
4. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет. М. : Сфера, 2019.
5. Нищева Н. В., Гаврилова Л. Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. С-ПБ. Детство-Пресс, 2017