Глазкова Марина Анатольевна
Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка «Отечество» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д.
Темочки:
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Туризм. Туристическая деятельность
- Темочки
В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и упрочнению российского общества и государства, все большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.
Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается. Особенно в процессе конкретных видов общественно полезной деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.
Особая роль в образовательных учреждениях отводится воспитанию патриотизма дополнительного образования. Благодаря свободному выбору ребенка, опоре на его интерес, увлеченности педагога и ребенка общим делом создает благоприятные условия для формирования гражданской позиции подрастающего поколения.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования –сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого –педагогического сопровождения. Одной из таких задач является: патриотическое воспитание подрастающего поколения.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной поселок… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, к пожилым людям, к поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи: 1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, к старшему поколению его обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
творческих способностей.
7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитание здорового образа жизни.
9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
2. Учебный план:
Программа кружка «Отечество» разрабатывалась для детей второй младшей группы дошкольного возраста.
Занятия проводятся 4 раза в месяц, в четверг.
Длительность занятия-15мин.
Возрастная группа Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество в месяц Количество
в год
3-4 года 15 минут 1 раз 4 32
3. Календарно-тематическое планирование на год.
Дата Тема Цель
Октябрь 1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»
2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду
3. Экскурсия по детскому саду
4. Конструирование здания детского сада 1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения
2. Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас
3. Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада
4. Закрепить навыки конструирования.
Ноябрь 1. Экскурсия в парк.
2. Экскурсия в библиотеку.
3. Беседа «Мой посёлок - вчера и сегодня.
4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» 1. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением;
2. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах
3. Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма
4. Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине
Декабрь 1. Презентация Заповедник «Ростовский».
2. Экскурсия в заповедник «Ростовский».
3. Коллективное рисование «Родная природа»
4. Участие в дистанционном конкурсе выразительного чтения стихов и прозе «Степная политра» 1. Познакомить с особенностями растительного и животного мира в заповеднике воспитывать бережное отношение к родной природе
2. Акция «Покорми птиц зимой» Изготовление кормушек
3. Формировать у детей представления о красоте природы Ростовской области, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной области.
4. Привлечь внимания к заповедной природе, воспитание чувства любви к природе степи, умения ценить красоту окружающего мира.
Январь 1. Беседа «Наша Родина – Россия»
2. Игра-путешествие «Береза – символ России»
3. Аппликация + рисование «Флаг России»
4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» 1. Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике
2. Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа
3. Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением
4. Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине
Февраль 1. Беседа «Русские богатыри»
2. Беседа «Добрые слова воинам»
3. Рисование «Защитники Родины»
4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» 1. Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России
2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение.
4. Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины
Март 1. Беседа «Культура и традиции русского народа»
2. Рисование «Народная игрушка»
3. НОД «Традиции и быт русского народа»
4. Развлечение «В гостях у казачки Аксиньи» 1. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
2. Формировать понятие о русской народной игрушке.
3. Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа
4. Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями казаков.
Апрель 1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество»
2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество»
3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»
4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» 1. Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке.
2. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.
3. Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве.
4. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей
Май 1. Беседа «День Победы»
2. Целевая прогулка к памятным местам.
3. Презентация
«Они защищали Родину»
4. Поделка «Открытка Ветерану 1. Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.
2. Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших.
3. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства.
4. Содержание изучаемого курса
В ходе образовательного процесса ребята получат знания о гражданственности, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Эффективность работы зависит от преемственности в работе воспитателя с родителями, которая осуществляется в разных формах.
• Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»
. Участие родителей в организации и проведении выставок.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
5. Организационно-педагогические условия.
Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.
• дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ИКТ;
• методическая литература;
• репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок», «Моя семья», «Казачество на Дону», Заповедник «Ростовский»
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• символика РФ.
6. Список литературы
1. Региональная программа «Родники Дона» - Р. М. Чумичева и др.
2. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2007 г.
3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
1.6. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний о гражданственности, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 3– 4 года могут знать:
1. Знать имя, отчество родителей.
2. Знать где работают их родители.
3. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
4. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
5. Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
6. Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Дети 4– 5 лет могут знать:
1. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
2. Уметь рассказывать о своем родном городе.
3. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.).
4. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Дети 5– 6 лет могут знать:
• Знать свой домашний адрес, название города, округа.
• Иметь представление о символике города, округа.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и Смоленский край.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различать некоторые рода войск.
Дети 6– 7 лет могут знать:
• Краткие сведения об истории города, округа.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
• Иметь элементарные представления об охране природы,
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей действительности.
1.8. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
С их участием проводятся:
• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
• Оформление групповых комнат.
• Благоустройство ДОУ.
• Труд бытовой в природе.
• Утренники, праздники.
• Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Календарно-тематическое планирование на год.
Дата Тема Цель
Октябрь 1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»
2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду
3. Экскурсия по детскому саду
4. Конструирование здания детского сада 1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения
2. Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас
3. Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада
4. Закрепить навыки конструирования.
Ноябрь 1. Экскурсия в парк.
2. Экскурсия в библиотеку.
3. Беседа «Мой посёлок - вчера и сегодня.
4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» 1. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением;
2. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах
3. Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма
4. Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине
Декабрь 1. Презентация Заповедник «Ростовский».
2. Экскурсия в заповедник «Ростовский».
3. Коллективное рисование «Родная природа» 1. Познакомить с особенностями растительного и животного мира в заповеднике воспитывать бережное отношение к родной природе
2.
3. Формировать у детей представления о красоте природы Ростовской области, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной области.
Январь 1. Беседа «Наша Родина – Россия»
2. Игра-путешествие «Береза – символ России»
3. Аппликация + рисование «Флаг России»
4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» 1. Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике
2. Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа
3. Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением
4. Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине
Февраль 1. Беседа «Русские богатыри»
2. Беседа «Добрые слова воинам»
3. Рисование «Защитники Родины»
4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» 1. Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России
2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение.
4. Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины
Март 1. Беседа «Культура и традиции русского народа»
2. Рисование «Народная игрушка»
3. НОД «Традиции и быт русского народа»
4. Развлечение «В гостях у казачки Аксиньи» 1. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
2. Формировать понятие о русской народной игрушке.
3. Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа
4. Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями казаков.
Апрель 1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество»
2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество»
3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»
4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» 1. Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке.
2. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.
3. Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве.
4. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей
Май 1. Беседа «День Победы»
2. Целевая прогулка к памятным местам.
3. Презентация
«Они защищали Родину»
4. Поделка «Открытка Ветерану 1. Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.
2. Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших.
3. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства.
2.2. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:
1. Имитация создание образов : визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие -доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
2. Использование учебных игр, загадки, пословицы.
3. Драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
Раздел 3. Организационный раздел Программы
3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы.
Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.
3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной программы
• дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ИКТ;
• методическая литература;
• репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок», «Моя семья», «Казачество на Дону», Заповедник «Ростовский»
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• символика РФ.