Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка «Отечество» для детей 3–4 лет

Глазкова Марина Анатольевна
Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка «Отечество» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка „Отечество“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и упрочнению российского общества и государства, все большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.

Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается. Особенно в процессе конкретных видов общественно полезной деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.

Особая роль в образовательных учреждениях отводится воспитанию патриотизма дополнительного образования. Благодаря свободному выбору ребенка, опоре на его интерес, увлеченности педагога и ребенка общим делом создает благоприятные условия для формирования гражданской позиции подрастающего поколения.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования –сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого –педагогического сопровождения. Одной из таких задач является: патриотическое воспитание подрастающего поколения.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной поселок… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, к пожилым людям, к поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи: 1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком.

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4. Воспитание любви и уважения к своему народу, к старшему поколению его обычаям, традициям.

5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие

творческих способностей.

7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8. Воспитание здорового образа жизни.

9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

2. Учебный план:

Программа кружка «Отечество» разрабатывалась для детей второй младшей группы дошкольного возраста.

Занятия проводятся 4 раза в месяц, в четверг.

Длительность занятия-15мин.

Возрастная группа Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество в месяц Количество

в год

3-4 года 15 минут 1 раз 4 32

3. Календарно-тематическое планирование на год.

Дата Тема Цель

Октябрь 1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»

2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду

3. Экскурсия по детскому саду

4. Конструирование здания детского сада 1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2. Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3. Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4. Закрепить навыки конструирования.

Ноябрь 1. Экскурсия в парк.

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Беседа «Мой посёлок - вчера и сегодня.

4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» 1. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением;

2. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3. Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4. Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь 1. Презентация Заповедник «Ростовский».

2. Экскурсия в заповедник «Ростовский».

3. Коллективное рисование «Родная природа»

4. Участие в дистанционном конкурсе выразительного чтения стихов и прозе «Степная политра» 1. Познакомить с особенностями растительного и животного мира в заповеднике воспитывать бережное отношение к родной природе

2. Акция «Покорми птиц зимой» Изготовление кормушек

3. Формировать у детей представления о красоте природы Ростовской области, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной области.

4. Привлечь внимания к заповедной природе, воспитание чувства любви к природе степи, умения ценить красоту окружающего мира.

Январь 1. Беседа «Наша Родина – Россия»

2. Игра-путешествие «Береза – символ России»

3. Аппликация + рисование «Флаг России»

4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» 1. Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2. Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3. Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4. Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль 1. Беседа «Русские богатыри»

2. Беседа «Добрые слова воинам»

3. Рисование «Защитники Родины»

4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» 1. Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение.

4. Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март 1. Беседа «Культура и традиции русского народа»

2. Рисование «Народная игрушка»

3. НОД «Традиции и быт русского народа»

4. Развлечение «В гостях у казачки Аксиньи» 1. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

2. Формировать понятие о русской народной игрушке.

3. Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4. Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями казаков.

Апрель 1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество»

2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество»

3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»

4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» 1. Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке.

2. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.

3. Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве.

4. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май 1. Беседа «День Победы»

2. Целевая прогулка к памятным местам.

3. Презентация

«Они защищали Родину»

4. Поделка «Открытка Ветерану 1. Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.

2. Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших.

3. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства.

4. Содержание изучаемого курса

В ходе образовательного процесса ребята получат знания о гражданственности, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Эффективность работы зависит от преемственности в работе воспитателя с родителями, которая осуществляется в разных формах.

• Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»

• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»

• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

. Участие родителей в организации и проведении выставок.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

5. Организационно-педагогические условия.

Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.

• дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ИКТ;

• методическая литература;

• репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок», «Моя семья», «Казачество на Дону», Заповедник «Ростовский»

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• символика РФ.

6. Список литературы

1. Региональная программа «Родники Дона» - Р. М. Чумичева и др.

2. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2007 г.

3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.

1.6. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний о гражданственности, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети 3– 4 года могут знать:

1. Знать имя, отчество родителей.

2. Знать где работают их родители.

3. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

4. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

5. Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

6. Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

Дети 4– 5 лет могут знать:

1. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

2. Уметь рассказывать о своем родном городе.

3. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.).

4. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Дети 5– 6 лет могут знать:

• Знать свой домашний адрес, название города, округа.

• Иметь представление о символике города, округа.

• Знать название близлежащих улиц.

• Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и Смоленский край.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе.

• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

• Различать некоторые рода войск.

Дети 6– 7 лет могут знать:

• Краткие сведения об истории города, округа.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

• Иметь элементарные представления об охране природы,

• Понимать сопричастность к социальной и окружающей действительности.

1.8. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

С их участием проводятся:

• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

• Оформление групповых комнат.

• Благоустройство ДОУ.

• Труд бытовой в природе.

• Утренники, праздники.

• Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»

• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми : в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

2. Содержательный раздел Программы

2.1. Календарно-тематическое планирование на год.

Дата Тема Цель

Октябрь 1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»

2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду

3. Экскурсия по детскому саду

4. Конструирование здания детского сада 1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2. Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3. Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4. Закрепить навыки конструирования.

Ноябрь 1. Экскурсия в парк.

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Беседа «Мой посёлок - вчера и сегодня.

4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» 1. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением;

2. Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3. Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4. Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь 1. Презентация Заповедник «Ростовский».

2. Экскурсия в заповедник «Ростовский».

3. Коллективное рисование «Родная природа» 1. Познакомить с особенностями растительного и животного мира в заповеднике воспитывать бережное отношение к родной природе

2.

3. Формировать у детей представления о красоте природы Ростовской области, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной области.

Январь 1. Беседа «Наша Родина – Россия»

2. Игра-путешествие «Береза – символ России»

3. Аппликация + рисование «Флаг России»

4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» 1. Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2. Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3. Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4. Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль 1. Беседа «Русские богатыри»

2. Беседа «Добрые слова воинам»

3. Рисование «Защитники Родины»

4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» 1. Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение.

4. Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март 1. Беседа «Культура и традиции русского народа»

2. Рисование «Народная игрушка»

3. НОД «Традиции и быт русского народа»

4. Развлечение «В гостях у казачки Аксиньи» 1. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

2. Формировать понятие о русской народной игрушке.

3. Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4. Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями казаков.

Апрель 1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество»

2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество»

3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»

4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» 1. Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке.

2. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.

3. Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве.

4. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май 1. Беседа «День Победы»

2. Целевая прогулка к памятным местам.

3. Презентация

«Они защищали Родину»

4. Поделка «Открытка Ветерану 1. Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.

2. Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших.

3. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства.

2.2. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:

1. Имитация создание образов : визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие -доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);

2. Использование учебных игр, загадки, пословицы.

3. Драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.

Раздел 3. Организационный раздел Программы

3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы.

Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.

3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной программы

• дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ИКТ;

• методическая литература;

• репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок», «Моя семья», «Казачество на Дону», Заповедник «Ростовский»

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• символика РФ.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка «Отечество» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 11:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования туристско-краеведческого кружка «Отечество» для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Глазкова Марина Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД