Агишева Рушания
Рабочая программа «Азбука безопасности» для обучающихся 1–4 классов с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (далее - Программа) составлена на основе:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. ;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С (К)ШИ г. Сорочинска;
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Данный курс предназначен для обучающихся 1 – 4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы второго и третьего года обучения отличается от содержания программы первого года обучения увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по теме.
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а также следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34учебные недели – 34учебных часа. Продолжительность занятия – 25 мин.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
безопасное поведение в природе, нравственный выбор и ответственность человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Личностные и предметные результаты овладения предмета
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
Личностные результаты – общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» у учащихся формируются предметные результаты:
- основные правила, позволяющие сохранить и укрепить здоровье в типичных и нетипичных ситуациях (дома, в школе, на улице);
- иметь представление об организации взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях;
- иметь представления об опасностях, угрожающих человеку, ЧС природного, социального характера.
Личностные результаты.
- уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм;
- действовать в случаях терактов, при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, ранениях, ожогах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой);
- адекватно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности;
- обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности;
- обеспечения личной и общественной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта, социального конфликта.
Основное содержание учебного предмета
(3 класс, 34 часа
Раздел 1. Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Тема 1. Правила поведения на улицах и дорогах.
Дорожные знаки, их классификация, группы. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика. Правила перехода нерегулируемых улиц. Правила безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде.
Тема 2. Пожарная безопасность.
Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение. Действия при возникновении пожара в образовательном учреждении. Травмы, наиболее часто встречающиеся при пожаре. Оказание первой помощи. Безопасный Новый год.
Огнетушители. Устройство, виды предназначение. Правила безопасного пользования электроприборами. Электротравмы.
Тема 3. Правила безопасного поведения на воде.
Если ты провалился под лед. Оказание помощи при утоплении.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Тема 1. Ожоги. Электротравмы. Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия
Занятие 1. Ситуационно - ролевые игры по правилам движения.
Занятие 2. Средства защиты органов дыхания (ватно – марлевые повязки, респираторы, противогазы). Правила пользования.
Занятие 3. Ситуационно – ролевые игра на случай пожара в помещении.
Занятие 4. Эвакуация из здания школы в случае пожара.
Занятие 5. Спасение утопающих.
Занятие 6. Оказание первой помощи утопающему.
Занятие 7. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и транспортировка пострадавшего.
Занятие 8. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током и молнией.
Тематическое планирование
(3 класс, 34 часа
№ п/п
Название раздела, тема урока
Кол-во часов
Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения на улицах и дорогах.
1
Дорожные знаки, их классификация, группы.
2
2
Правила дорожного движения.
2
3
Сигналы регулировщика.
1
4
Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика.
1
5
Правила перехода нерегулируемых улиц.
1
6
Правила безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде.
1
7
Практическое занятие. Ситуационно – ролевые игры по правилам движения.
1
Пожарная безопасность.
8
Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение.
2
9
Действия при возникновении пожара в образовательном учреждении.
1
10
Травмы, наиболее часто встречающиеся при пожаре. Оказание первой помощи.
1
11
Безопасный Новый год.
1
12
Огнетушители. Устройство, виды предназначение.
1
13
Правила безопасного пользования электроприборами.
1
14
Электротравмы.
1
15
Практическое занятие. Средства защиты органов дыхания (ватно – марлевые повязки, респираторы, противогазы). Правила пользования.
1
16
Практическое занятие. Ситуационно – ролевые игра на случай пожара в помещении.
1
17
Практическое занятие. Эвакуация из здания школы в случае пожара.
1
Правила безопасного поведения на воде.
18
Если ты провалился под лед. Оказание помощи при утоплении.
1
19
Практическое занятие. Спасение утопающих.
1
20
Практическое занятие. Оказание первой помощи утопающему.
1
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
21
Ожоги.
1
22
Первая медицинская помощь при ожогах.
2
23
Электротравмы.
1
24
Первая медицинская помощь при травмах.
2
25
Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика.
1
26
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.
1
27
Способы транспортировки пострадавших.
1
28
Практическое занятие. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и транспортировка пострадавшего.
1
29
Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током и молнией.
1
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы
Основными целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, представляют обобщенные
характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания
АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений
обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки
качества образования.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько
обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе
обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под
прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной
долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную
деятельность обучающихся с умственной отсталостью, осуществляется на основе
интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» «стало») или в сложных случаях сохранении его психо – эмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в
ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Для оценки предметных результатов в образовательной организации разработана и используется диагностическая карта, в которой отражается динамика обучаемости школьников в течение учебного года и планируется
коррекционная работа над пробелами в знаниях учащихся. Все параметры оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:
- если учащийся свободно и активно владеет навыком в различных ситуациях, то клеточка закрашивается красным цветом;
- если учащийся хорошо владеет навыком, то клеточка закрашивается зеленым цветом;
- если учащийся освоил навык на элементарном уровне, то клеточка закрашивается, синим цветом;
- если учащийся не освоил навык, то клеточка закрашивается коричневым цветом.
Межпредметные связи
Чтение и развитие речи:
1. Показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками.
2. Выполнять задания по словесной инструкции.
Материально – техническое обеспечение
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Воронова Е. А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Ковалева Н. В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл. – М. : Дрофа, 2004.
5. Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников. /Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н. В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
7. Правила дорожного движения для детей. /Сост. В. Надеждина. – М. : АСТ; Мн. : Харвест, 2006.
8. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2006.