Елена Лященко
Рабочая образовательная программа «Лыжная подготовка детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая образовательная программа
«Лыжная подготовка детей
старшего дошкольного возраста»
образовательная область «Физическая культура»
(Срок реализации 2 года)
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе Типовой Программы «обучение детей ходьбе на лыжах» для дополнительного образования детей и является модифицированной физкультурно-спортивной направленности. Данная программа соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физической культуры, раскрывает содержание деятельности по обучению ходьбе на лыжах.
Лыжный спорт - один из самых массовых, привлекательных и доступных. Занятия на чистом, морозном воздухе закаляют организм, придают бодрость, развивают мышечную силу, создают условия для работоспособности сердечно-сосудистой системы. Лыжные занятия хорошо влияют на формирование осанки ребёнка, предупреждают плоскостопие, укрепляются мышцы спины.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Урала создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей: "Мороз не велик, а стоять не велит".
1.1. Цели и задачи реализации РП
Цель программы: организация спортивно-массовой работы с детьми
Задачи:
-укрепление здоровья и закаливание организма;
-всестороннее физическое развитие;
- привитие навыков, умений и знаний;
-формирование дружного коллектива;
-популяризация лыжного спорта среди детей;
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-формирование потребности самостоятельной двигательной деятельности с использованием лыж.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5-7 – летнего возраста. Принимаются дети, допущенные по состоянию здоровья. Учитываются психофизиологические и возрастные особенности детей.
Срок реализации программы «обучение ходьбе на лыжах» - 1 год.
2. Планируемый результат освоения детьми РП по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста
Во время лыжных прогулок и занятий детям приходится выполнять различные действия: спускаться со склона, подниматься на гору разными способами, делать повороты. Это воспитывает в них морально - волевые качества, смелость, решительность, приучает преодолевать трудности, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи. Регулярные занятия – это ещё и профилактика простудных заболеваний.
К концу года дети должны знать:
• правила безопасности при лыжных прогулках;
• название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер», «солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона;
• проходить скоростную дистанцию 200 м, и дистанцию на выносливость не менее 2000 м.
2.1. Методические материалы: учебный, перспективный план и игры на снегу
Формы и режим занятий:
Формы занятий – теоретические, практические: учебно-тренировочные занятия и соревнования. Занятия проводятся на свежем воздухе. Занятия – по 30 минут, 1 занятие в неделю.
Требования к инвентарю:
Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным ростовым и весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см, а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды. Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.
Требования к лыжной одежде:
Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветро-водонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.
Учебный план образовательной программы
Перспективный план работы «Обучение ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста».
Задачи:
Старшая группа:
1. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
2. Развивать динамическое равновесие.
3. Учить спуску с горы в средней стойке.
4. Закреплять навыки подъема «лесенкой».
5. Продолжать обучение скользящему шагу. Добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным переносом веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг.
6. Учить согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах.
7. Познакомить детей с торможением при спуске со склона способом «плуг».
8. Формировать потребность самостоятельной двигательной деятельности с использованием лыж.
Подготовительная группа:
1. Совершенствовать подъем на склон способом «лесенка».
2. Учить подъему на склон способами «елочка» и «полу ёлочка».
3. Учить спуску с горы в высокой стойке; закреплять спуски в низкой и средней стойках.
4. Продолжать обучение торможению «плугом» при спуске с горы.
5. Способствовать овладению ритмичной ходьбой на лыжах в полной координации с естественным ритмом толчков и махов руками и ногами.
6. Продолжить формирование потребности в самостоятельной двигательной деятельности с использованием лыж.
Дифференцированный подход к обучению:
1. Рациональная дозировка физической нагрузки с учетом возможностей каждого ребенка.
2. Подбор учебной площадки.
3. Комплектование групп по уровню физической подготовки.
Ноябрь-декабрь
Основные движения
1. Освоение навыка ходьбы на лыжах.
2. Обучение ступающему шагу.
3. Обучение поворотам на месте способом переступания.
4. Закрепление навыка ходьбы на лыжах ступающим шагом.
5. Обучение скользящим шагом.
6. Обучение спуску со склона в низкой стойке.
7. Совершенствование усвоенных навыков.
Январь - февраль:
1. Закрепление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Обучение подъёму «ёлочкой».
2. Учить подъему на склон способом «лесенка». Обучение широкому скользящему шагу.
3. Продолжение обучения спуску на склоне в низкой стойке с различным положением рук.
4. Упражнение детей в спуске и подъеме. Знакомство с торможением при спуске со склона способом «плуг».
5. Знакомство со спуском в средней стойке.
6. Обучение подъему на склон «полу ёлочкой». Знакомство детей со спуском со склона в высокой стойке.
7. Совершенствование подъёма на склон «лесенкой», «полу ёлочкой», спусков со склона в различных стойках, торможения «плугом» с использованием игровых заданий.
Март- апрель
1. Закрепление подъема на склон способом «ёлочка».
2. Совершенствование спусков, подъемов, торможения в играх и эстафетах.
3. Совершенствование скользящего шага в эстафетах.
4. Закрепление в играх и упражнениях спусков со склона в разных стойках, торможения «плугом», подъёмов на склон.
5. Соревнование «Лыжня дошколят»
Игры на снегу.
Пройди, не задень.
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.
Описание. 6 лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребенок обходит на лыжах стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараясь не сбить их носками лыж, точно делать повороты.
Трамвай.
Задача. Закреплять пространственные ориентировки в ходьбе на лыжах.
Описание. Воспитатель делит играющих детей на 4 равные подгруппы, каждая группа детей из 5-7 человек держится за шнур (это – трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях. Встречаясь, расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Ходьба парами, тройками.
Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном темпе движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем, продвигаются по снежной целине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Попади в цель.
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка комочек снега. Проходя мимо щита для метания, дети стараются с ходу попасть в щит левой и правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий.
Поменяй флажки.
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяет цветные флажки.
Будь внимателен.
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. (На зеленый все идут, на красный – останавливаются)
Правила. Дети идут по лыжне на расстоянии 2-3 м друг от друга.
Через препятствие.
Задача. Закреплять навыки передвижения на лыжах и преодоления препятствий.
Описание. На прямой лыжне располагаются препятствия: ворота из лыжных палок, конусы, и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка, пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Сороконожки.
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30м – линия финиша, каждой команде дается по одному шнуру, Дети, стоящие справа, берут шнур левой рекой, а стоящие слева – правой. По сигналу воспитателя колонны (сороконожки) бегут вперед к линии финиша, на выпуская шнур.
Правила. Если кто-то выпустил шнур, тогда ведущий колонны должен остановиться и подождать, когда возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша.
Не урони.
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет
Правила. Если предмет упал, поднимать его запрещается.
Попади в цель.
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. При спуске попасть снежком в цель.
Правила. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.
Планирование и методы обучения детей старшего возраста ходьбе на лыжах.
Список литературы
1. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. - Изд. 2-е, исправленное. М., Просвещение, 1997- 96 стр.
2. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 1999.