Татьяна Воробьева
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Тайна песочного рисунка»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Для работы специалистов в 2013 году был создан центр реабилитации «ДОМ: добротой откроем мир» - это современный многофункциональный комплекс оборудования, позволяющий многогранно и многопланово проводить психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционное – развивающую работу с воспитанниками, мероприятия с педагогами, направленные на профилактику профдеформации личности на основе современных технологий.
Публикация «Рабочая коррекционно-развивающая программа „Тайна песочного рисунка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Я предлагаю вашему вниманию познакомиться программой "Тайна песочного рисунка", в основе которой лежит метод арт – терапевтической работы - песочная анимация. Нами, помимо программы разработан учебно - методический пакет. Будем рады принять ваши советы и пожелания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество в любой области деятельности представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник интеллектуального развития и положительных эмоций. Согласно взглядам Гольдштейна, творчество - это «одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности». Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека.
Песок - медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Преимущества песочной терапии в том, что:
— помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
— освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
— дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;
— дает возможность перейти от роли «пострадавшего» к роли «создателя» своей жизни.
Так же в отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
В песочной анимации не просто рисуются эффектные картинки – создается целый сюжет, в котором каждое новое изображение вырастает из предыдущего, и все сопровождается специально подобранной музыкой, поэтому «искусство рисования на песке называют сплавом живописи, графики, светотерапии и музыки». А это те составляющие, которые используются в работе с детьми и подростками с девиантным поведением, как наиболее эффективные средства, с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующие как духовно - нравственному, так и физическому восстановления здоровья.
Цель курса: профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального и психофизического состояния воспитанников, обучение особенностям техники рисования песком.
Задачи:
1. Снятия психического напряжения, стрессовых состояний
2. Совершенствование коммуникативных навыков
3. Коррекция познавательных процессов (памяти, внимания, мышления)
4. Развитие чувственно-двигательной координации
5. Воспитание навыков сотрудничества.
Критерии оценки:
1. воспитанник является эмоционально уравновешенным, имеет адекватный уровень личностной и ситуативной тревожности, умеет сознательно регулировать собственное поведение и справляться с приступами немотивированной агрессии
2. сформированность первичных навыков работы с песком.
3. повышение уровня познавательных способностей;
4. совершенствование коммуникативных навыков;
Данная программа предназначена для реализации в образовательных учреждениях с детьми и подростками с девиантным поведением от 11 до 18 лет. Работа может быть организована как индивидуально, так и в малых подгруппах. Соотношение часов каждого блока может быть изменено в соответствии с индивидуальными потребностями участников коррекционно-развивающего процесса.
Учебно-тематический план
1. Введение в курс - 3часа
2. История создания песочной анимации как искусства-12часов
3. Игры с песком - знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования на песке-12часов
4. Песочная история - разработка сюжета и сценария, съемка и монтаж анимационных песочных видеороликов-36часов
5. Песочная графика - создание простых песочных рисунков 27
6. Перфоманс – «живая» история 12 часов
всего: 102часа
Тематический план
Введение в курс
1. Вводное занятие.
Возможности песочной анимации. Установление контакта и положительного эмоционального настроя на занятия
Песочное шоу Алены Войновой
История создания песочной анимации как искусства
2. История возникновения песочной анимации и песочного перформанса (sand art).
Стимулировать познавательные интересы и расширение кругозор Видеовстреча с Керолин Лиф
3. Знакомство с материалом.
Оборудование для песочной анимации.
Стимулировать познавательные интересы и расширение кругозор
Видеовстреча. Артура Кириллова, Занятие 1
4. Сыпучие материалы для песочной анимации. Особенности песка и работы с ним.
Развитие координации движений, пальцевой моторики
Элементы рисования на песке:
рисование пальчиком
рисование мизинцем
рисование ладонью
рисование кулачками
симметрично двумя руками
отсечение лишнего
зигзагообразные и круговые движения;
и т. п.
5. Музыкальное и световое сопровождение занятий с песком
Обучение приему «прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения"
Прослушивание музыки, свободное «рисование на песке»
Игры с песком
6. Оновные принципы и приемы песочной анимации
Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Видеовстреча. Артура Кириллова,Занятие 2
7 - 9. Важнейшие технические и художественные приемы песочной анимации
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Техника исполнения мастеров песочной анимации.
Знакомство с первичными навыками песочной анимации : свет и тень, рисунок в свете, рисунок в тени, рисунок контуром, рисунки россыпью, перерисовки,
10 - 12. Песочная история - разработка сюжета и сценария,
съемка и монтаж анимационных песочных видеороликов
Основы композиции. Композиция кадра. Перспектива. Обсуждение идеи, разработка сюжета, поиск образов для его раскрытия
Черновой вариант анимационного сюжета
13 -14. Основы анатомии людей, животных. Правила построения фигуры человека и животных.
Развитие сенсомоторных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Рисование лица: женского
детского, мужского.
Силуэты людей
Силуэты животных
15 - 16. Пластика движений. Передача движения в смене образов. Развитие сенсомоторных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Упражнения для формирования навыка внутрисюжетного перехода
17 - 19. Сюжет и его воплощение на экране. Особенности разработки сюжета. Временные рамки. Развитие сенсомоторных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Упражнения для формирования навыка внутрисюжетного перехода
20 - 21. Раскадровка. Правила создания раскадровок. Развитие сенсомоторных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности Упражнения для формирования навыка внутрисюжетного перехода
22. Песочная графика. Изображение в песке Развитие сенсомоторных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности
Видеовстреча Артура Кириллова,занятие 3
23. Трансформация.
Обучение способам передачи движения
Видеовстреча. Артура Кириллова, Занятие 4
24-26. Режиссура в песке. Развитие навыка передачи движения
Видеовстреча. Артура Кириллова, занятие 5
27-30. Перфоманс
31 - 34.
Песочное шоу и песочный фильм – два пути песочной анимации. Совершенствование навыков работы с песком Создание финального анимационного сюжета на песке