Светлана Юнусова
Опыт работы рабочей группы «Инновации детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша творческая группа называется «Инновации детям». Она была создана в 2014г. и функционирует уже почти 10 лет.
Цель творческой группы : внедрение ФГОС ДО в образовательный процесс.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов ДОУ в области применения инновационных образовательных технологий в работе с детьми и родителями;
2. Создать предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
3. Создать условия для обучения, развития и самореализации молодых педагогов.
Публикация «Опыт работы рабочей группы „Инновации детям“» размещена в разделах
В составе творческой группы несколько человек : руководитель и члены творческой группы. Членами являются педагоги, имеющие опыт работы. В начале года мы собираемся для того, чтобы обсудить планы на предстоящий учебный год. Перед планированием анализируем и выявляем проблемы, трудности, которые возникали в предыдущие годы. Кроме того учитываем потребности педагогов, для этого предварительно проводим анкетирование, где наши педагоги выражают желание познакомится с той или иной технологией. Так же ориентируемся на педагогов, которые желают поделиться своими наработками. План творческой группы для всех педагогов ДОУ зачитывает руководитель группы на первом педсовете в начале учебного года. План включает в себя мероприятия, сроки выполнения, ответственные лица за проведение мероприятий. В течение года план может корректироваться по датам. А все запланированные мероприятия нашими педагогами реализуются.
При планировании чаще всего на учебный год определяем одну тему.
Так, в 2015-16 уч. гг. мы выбрали тему: Инновационные технологии, направленные на индивидуализацию образовательного процесса и поддержку детской инициативы.
В рамках этой темы мы провели Круглый стол, где обсудили технологии, направленные на индивидуализацию (метод проектов, исследовательская деятельность, коллекционирование, создание индивидуальных портфолио, организация НОД по центрам развития). Далее мы предложили педагогам реализовать проект и презентовать его. Педагогам старших и подготовительных групп было предложено провести открытое занятия по центрам развития. Такая форма организации занятия предоставляет право детям самим выбирать, чем они будут заниматься.
Таким образом, мы педагогов сначала познакомили с технологиями, а затем предложили им опробовать на практике и презентовать.
В 2017-2018 гг. мы решили изучать технологии, направленные на формирование инженерного мышления у дошкольников. В начале учебного года мы провели консультацию «Развитие предпосылок для формирования инженерного мышления у дошкольников», Круглый стол, на котором обсуждали технологии, способствующие формированию инженерного мышления ( игровые технологии: ЛЕГО-конструирование, методика Воскобовича, использование планшетов Логико-малыш; технология ТРИЗ). Затем предложили педагогам ДОУ провести открытые занятия, на которых педагоги на практике могли бы продемонстрировать предложенные технологии. Кроме того мы предложили педагогам в течении года реализовать проект «Мы изобретатели». В ходе проекта педагоги, дети и родители создавали разные поделки и механизмы. После чего каждый педагог презентовал проект. А в конце мы организовали выставку «Машины будущего».
2018-2019 гг. мы на весь учебный год запланировали долгосрочный проект «Безопасность».
Нашей целью было обратить внимание не только детей, но и родителей к этой жизненно важной теме. В начале года творческая группа провела консультацию для педагогов ДОУ «Формы работы с детьми и родителями в рамках проекта».
Педагогам мы предложили провести открытые занятия на тему «Безопасность», организовать проекты в группах с участием родителей, с последующей презентацией проекта. А для родителей педагоги организовывали встречи – нетрадиционные собрания, которые проходили в игровой форме, целью которых было привлечь внимание к вопросам безопасности детей. Собрания были открытыми, их могли посещать педагоги и учится друг у друга различным приемам.
Большое внимание с самого начала организации нашей группы мы уделяем ИКТ технологиям. Все наши педагоги без труда могут создать презентацию к любому занятию, семинару, делают буклеты для родителей, фильмы, ведут блок в педагогических сообществах. Наши педагоги уверенные пользователи ПК.
В 2019-2020 гг. мы поставили целью научить наших коллег создавать мультфильмы. Педагоги, уже владеющие данной технологией, провели семинар-практикум. На семинаре педагоги разделились на подгруппы и каждая подгруппа смогла за ограниченное время создать короткий мультфильм.
Затем мы организовали конкурс среди педагогов «Мульти-пульти». Нашими педагогами были представлены мультфильмы, созданные с участие детей и родителей.
В 2021-2022 гг. мы поставили цель научить наших педагогов создавать электронные игры в программе Power Point. Вначале творческая группа провела семинар-практикум, на котором педагоги получили не только теоретические знания, но и сами смогли создать простую электронную игру, под чутким руководством педагогов-наставников. После чего мы запланировали и организовали для педагогов ДОУ конкурс. На конкурс педагоги представили созданные электронные игры. Цель достигнута, каждый педагог нашего детского сада может теперь создавать электронные игры.
В 2020-2021г. актуальной стала тема дистанционного взаимодействия с родителями.
В начале года мы провели Круглый стол, на котором обсуждали вопросы дистанционного взаимодействия с детьми и родителями. Педагоги поделились своим опытом создания видео-проектов, создания обучающих видеороликов для детей и родителей, создание информационных сайтов для родителей, выпуск онлайн газет, организация собраний онлайн, организация онлайн анкетирования родителей в гуглформах.
Педагоги в течение года могли опробовать предложенные формы работы, а в конце года на педсовете делились опытом использования в течении года предложенных форм.
На 2022-2023 на начало учебного года мы определили тему «Ранняя профориентация дошкольников». Осенью мы провели консультацию для педагогов «Формы работы с детьми и родителями по ранней профориентации дошкольников. Создание условий для ранней профориентации». Далее всем педагогам было предложено организовать проекты в группах с активным участием родителей, а затем презентовать проект.
Можно отметить, что вся работа ежегодно строится по следующему алгоритму: выбор актуальной темы или направления, обучение педагогов (теория и практика, обробация на практике с детьми и родителями, практический выход – презентация, открытое мероприятие, выставка и т. д.
Важно отметить, что все наши открытые просмотры проходят с последующим разбором и обсуждением среди коллег. Отмечаются положительные моменты, что получилось, что не получилось, разбираем ошибки и предлагаем варианты решения. Для этого при просмотре занятия все педагоги заполняют лист оценки и сам педагог, проводящий занятие заполняет лист самооценки.
Создание современной предметно-пространственной развивающей среды само по себе является инновационной технологией. Поэтому ежегодно творческая группа организует смотры уголков в группе : музыкальных, патриотических, театральных и т. д. Каждый год разные. Смотры могут быть привязаны к основному направлению работы (например, когда мы взяли тему Безопасность, мы включили смотр уголков безопасности, в этом году в рамках темы ранней профориентации, мы провели смотр уголков сюжетно-ролевых игр). Смотры могут и не быть привязанными к основной теме. Есть и традиционный ежегодный смотр: огород на подоконнике, который мы проводим в конце апреля.
Обязательным условием проведения смотра является создание руководителем творческой группы положения о смотре, где прописаны требования по организации уголка.
Все наши педагоги принимают участие в смотрах. В результате чего в группах пополняются уголки новыми играми, атрибутами.
Также ежегодно у нас проходит ярмарка педагогических пособий. Это конкурс, на который педагоги представляют многофункциональные качественные пособия. Лучшее пособие участвует в городском конкурсе.
Среди молодых педагогов организуем конкурсы проф. мастерства. Для молодых проводим консультации, которые обычно предшествуют смотрам (т. е. если мы проводим смотр уголков безопасности, мы планируем консультацию, где рассказываем, что должно быть в уголке безопасности) мастер-классы (по проведению занятий, экскурсий, творческие мастер-классы).
Все запланированные мероприятия подразумевают включения родителей в образовательный процесс.
В конце года творческая группа подводит итоги по результатам проведенных мероприятий, выявляются трудности, проблемы, на основании которых строится работа творческой группы в следующем учебном году.
Основные формы работы :
На семинарах и в рамках круглых столов и мы обсуждаем инновации, делимся опытом, учимся друг у друга.
На открытых просмотрах опробируем инновации на практике.
В ходе смотров, конкурсов, пополняется методическая база педагогов, обогащается предметно-пространственная развивающая среда в группах, появляются новые качественные пособия.
Таким образом, работа творческой группы приносит свои результаты: повышается пед. уровень педагогов, молодые педагоги имеют возможность учиться, практиковаться и проявлять себя. Обогащается и обновляется ежегодно предметно-пространственная развивающая среда.