Лариса Иващенко
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. [/b]
По данным Минздрава России, в нашей стране более 670 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (статистика на 1.01.2019) Среди этих учащихся есть дети тяжелыми множественными нарушениями развития. До введения нового закона об образовании тяжелые дети практически не попадали в поле зрения педагогов, так как имели статус необучаемых. С 2013 года такие дети официально введены в образовательное пространство. И по мере выявления с каждым годом таких детей становится больше.
Публикация «Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обучающихся с ТМНР рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. С Введением ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.
Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания.
Хочется обсудить некоторые вопросы помощи родителям, они в ней нуждаются зачастую не меньше, чем их дети.
Что происходит в нашем обществе?
Государство, профессиональная среда и СМИ колоссально поменяли к лучшему отношение к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ТМНР
-больше стали писать и говорить в СМИ…
-больше стали делать на государственном уровне…
-стало больше информации…
Но отношение общества в целом к семье не изменилось!
Как говорят сами родители наших учеников :
«Люди не могут, не хотят терпеть нас…»
«Общество не меняется!»
Часто родители слышат в ответ на какой-то поступок ребенка - «А что он у вас, дурак?»
«Отношение как было, так и осталось плохим, нет информированности…»
«Регулярно сталкиваюсь с агрессивным отношением…»
«Пока их самих не коснётся, им всё равно (пофиг…»
Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной ситуации.
Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для родителей. Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После рождения ребенка родители нередко вынуждены менять профессию (а иногда и оставлять ее, чтобы иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом, что приводит к резкой смене круга общения.
Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее ребенка, стыда, а иногда и чувство вины перед ребенком.
Выделяют ряд стадий адаптации родителей к болезни ребенка.
Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.
Первая реакция — шок, онемение, иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась. У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование (диагностика) проведено небрежно».
Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз, но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.
Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты, по возможности, не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.
Я достаточно подробно остановилась на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая, на мой взгляд, необходима с семьями детей с ТМНР.
Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.
К моменту, когда ребенок появляется в школе, а это возраст 8-9 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ТМНР, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему.
Мое внимание более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений, росту неудовлетворенностью семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать.
Из ранее сказанного следует, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи:
- психологической - информационной - методической
Что проведено мной на данный момент?
Одна из форм моего взаимодействия с семьей это работа по сбору информации о семье.
-Анкетирование родителей по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина) (сентябрь, октябрь) По результатам анкетирования двое детей из шести к началу октября находились в зоне адаптации, и четверо в зоне неполной адаптации. Начата работа по мной составленному опроснику, в котором затронуты острые вопросы о будущем ребёнка и его семьи.
-Также были проведены консультации родителей (сентябрь, октябрь)
-Консультационная работа при анализе данных ПП консилиума. Информирование родителей об объективных возможностях ребенка; основных направлениях работы.
-Планирование работы на основе анализа данных анкетирования.
-Встреча по обмену опытом между родителями, выяснение ожиданий родителей, определение интересующих их направлений работы.
В моей работе на важное место выходит обмен опытом с родителями приемами и методами оказания развивающей помощи ребенку, помощь в принятии индивидуальности ребенка, особенностей его развития. А также) обеспечение преемственности в требованиях, которые предъявляют ребенку и, конечно же, укрепление доверительных отношений, которые складываются между семьей и педагогами.
Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением.
Недавно сами родители стали соведущими нашей встречи, так мама ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили диагноз. Такая работа дает возможность получить новый опыт самопонимания для родителей, отношения к себе, саморегуляции.
В случае если мама не готова к групповому взаимодействию и я вижу необходимость работы, то предлагаю индивидуальное консультирование.
Моя задача — помочь родителям переформулировать проблему в задачи, и начать действовать. Именно с этого и надо начинать сотрудничество. Запросы, с которыми родители обращаются, касаются не только проблем, связанных с ребенком, но и сопутствующих трудностей.
Ценно, что родители обращаются за помощью, так как, улучшая свое психологическое состояние, у родителя появляется ресурс для позитивного взаимодействия с ребенком, это так важно в нашей ситуации.
Мне хочется верить, что подобная поддержка помогает родителям преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задача педагогов – продемонстрировать родителям возможности развития) детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество, научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и, как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов.
Взаимодействие с родителями детей – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы, не оставить без внимания переживания родителей.