Ольга Нестерова
Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка №2 «Олененок»
ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Нестерова Ольга Васильевна,
воспитатель высшей категории,
МБДОУ ЦРР-Д/С №2 «Олененок»
Содержание:
1. Аннотация
2. Введение
3. Значение взаимодействия семьи и образовательных учреждений
4. Формы взаимодействия
Публикация «Пути взаимодействия семьи и образовательных учреждений в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
5. Преимущества взаимодействия
6. Препятствия взаимодействия и пути их преодоления
7. Примеры успешного взаимодействия
8. Заключение
9. Список литературы
Аннотация
Взаимодействие семьи и образовательных учреждений является основополагающим фактором в воспитании и развитии детей. В данной статье рассматриваются подходы и методы, способствующие эффективному сотрудничеству между родителями и педагогами. Особое внимание уделяется преимуществам совместной работы, возможным препятствиям и путям их преодоления. Статья также анализирует различные формы взаимодействия, включая родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные проекты и использование цифровых технологий. Основной акцент сделан на значении партнерства между семьей и образовательными учреждениями для формирования гармоничной личности ребенка и его успешной социализации.
Введение
Воспитание детей — это сложный и многогранный процесс, в котором участвуют как семья, так и образовательные учреждения. Каждая из сторон вносит уникальный вклад в развитие ребенка. Сложность современного мира требует от педагогов и родителей активного взаимодействия, что помогает детям не только осваивать знания, но и развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. В условиях современного общества, где родительская роль может быть ограничена из-за занятости, важно находить новые формы взаимодействия, которые бы усиливали партнерство.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
Цель взаимодействия педагогов и родителей заключается в установлении партнерских отношений между всеми участниками педагогического процесса, а также приобщение родителей к жизни детского сада.
При взаимодействии дошкольного учреждения с родителями необходимо придерживать следующих принципов:
1. Целенаправленность;
2. Системность;
3. Плановость;
4. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом
специфики каждой семьи;
5. Открытость и доброжелательность;
Актуальность темы:
Воспитание детей — это совместная ответственность семьи и детсада. Взаимодействие родителей и воспитателей влияет на формирование личности ребенка, его социальную адаптацию.
Цель:
Изучить основные формы и методы взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют всестороннему развитию ребенка.
Взаимодействие с семьями идет по следующим направлениям:
1. Знакомство – приглашают родителей посетить ДОУ, предоставляют «визитную карточку» детского сада, устанавливают встречи с родителями с целью выяснения условий посещения для ребенка;
2. Дальнейшие контакты ДОУ и семьи включают в себя : ежедневное общение, неформальные беседы о детях, обсуждение успехов или проблем; предложения посетить врача, логопеда, психолога, информационные стенды, дни и вечера посещений, чтобы увидеть, как занимается их ребенок;
3. Помощь родителей детскому саду: спонсоры, организаторы – помощь на субботниках, участие в ремонте, создание развивающей среды, атрибутов, участие в организации мероприятий, совместных праздников, участие в обучении и развитии своего ребенка, продолжение работы дома по обучению и воспитанию детей;
4. Помощь ДОУ родителям: оказание помощи в вопросах развития и воспитания детей, накопление информации и простых советов, поиск в решении проблем, выход из кризисных ситуаций.
Значение взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Семья является первичным источником социализации для ребенка, где формируются основные ценности, нормы поведения и жизненные установки. Исследования показывают, что родительская вовлеченность напрямую влияет на психоэмоциональное состояние детей. Родители, которые активно участвуют в воспитании своих детей, создают у них более высокую мотивацию и более высокую самооценку. Образовательные дошкольные учреждения выполняют важную функцию в обучении и социализации детей. Воспитатели не только передают знания, но и формируют навыки общения, сотрудничества и критического мышления. Сотрудничество между родителями и воспитателями помогает создать единое образовательное пространство, где ребенок чувствует поддержку как дома, так и в детском саду.
Эмоциональная связь между родителями и педагогами также влияет на психологическое состояние ребенка. Психологические исследования подтверждают, что наличие доверительных отношений между родителями и педагогами помогает детям легче справляться с учебными трудностями и стрессом.
Помощь ДОУ родителям: оказание помощи в вопросах развития и воспитания детей, накопление информации и простых советов, поиск в решении проблем, выход из кризисных ситуаций.
В процессе взаимодействия ДОУ и семьи педагогам нужно учитывать ряд не менее важных принципов:
1) Открытость детского сада для семьи – каждому родителю предоставляется право знать и видеть, как живет ребенок в дошкольном учреждении, что он там делает, как проводит время,
2) Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
3) Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к воспитанию личности в семье и в детском саду,
4) Диагностика проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия
Родительские собрания
Родительские собрания — это традиционная форма взаимодействия, позволяющая родителям и педагогам обсуждать вопросы воспитания и обучения. На таких встречах можно рассматривать результаты успеваемости, проблемы, возникающие в процессе обучения, и способы их решения. В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.
Повестка дня родительских собраний включает :
- педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме;
- выступления старшей медицинской сестры;
- выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.);
- сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания;
- обсуждение текущих организационных вопросов.
Темы: 1. «Цели и задачи воспитания и обучения на 2024 – 2025 уч. год» - 15.10.24; 2. «Подготовка к Новому году» - 05.12.24; 3. «Физкультурно – оздоровительное воспитание с детьми» - 20.02.25; 4. «Итоги 2024 – 2025 учебного года» - 15.05.25
Индивидуальные беседы
Беседа - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта.
Образовательные проекты
Совместные проекты, такие как выставки, экскурсии и праздники, не только укрепляют связи между семьей и образовательным учреждением, но и создают условия для практического применения знаний. Участие родителей в таких мероприятиях повышает их осведомленность о процессе обучения и способствует лучшему пониманию потребностей детей.
Наши праздники: осеннее развлечение «Как дети Осень искали», к году Семьи – конкурс «Саха сайдам ыала», ко Дню Единства народов – фестиваль «В семье единой», новогодние утренники, с Днем Защитника Отечества развлечение, соревнования с папами, к 8 марта утренник, ко Дню Победы утренник с привлечением ветеранов, детей ВОВ, выпускной бал. А также различные конкурсы, проекты с привлечением родителей.
Использование цифровых технологий
Современные технологии открывают новые горизонты для взаимодействия. Платформы для обмена информацией, родительские чаты и группы в социальных сетях позволяют поддерживать постоянный контакт и оперативно решать возникающие вопросы. Внедрили с 2024 года «Сферум», есть страница на паблике «Вконтакте».
Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий.
В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе. Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.
Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Необходимо тщательно продумать содержание воспитательно-образовательной работы на этот день и спланировать, что именно показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей.
Деятельность родителей включает экскурсию по дошкольному учреждению, наблюдение за проведением занятий, режимных моментов, разных видов детской деятельности и последующее обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.
Цель экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии полезно обратить внимание родителей на особенности построения предметно-развивающей среды, организации режима дня, оздоровительных процедур и т. д.
Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.
Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении.
Преимущества взаимодействия
Эмоциональное благополучие.
Эмоциональная поддержка родителей и педагогов играет важную роль в формировании положительной самооценки у детей. Дети, которые чувствуют поддержку со стороны взрослых, легче справляются со стрессом и учебными трудностями.
Формирование социальных навыков.
Взаимодействие способствует развитию у детей навыков общения и сотрудничества. Участие в совместных мероприятиях и проектах помогает детям научиться работать в команде, слушать и уважать мнение других, а также решать конфликты
Препятствия взаимодействия и пути их преодоления
Недостаток времени.
Многие родители сталкиваются с нехваткой времени, что затрудняет их участие в жизни образовательного учреждения. Решением может стать гибкий график мероприятий и использование онлайн-форматов. Например, проведение вебинаров и онлайн-консультаций позволяет родителям участвовать в обсуждениях, не выходя из дома.
Непонимание роли каждого участника.
Нередко возникают разногласия в понимании задач и функций семьи и образовательного учреждения. Для преодоления этого барьера важно проводить просветительскую работу и открытые обсуждения. Педагоги могут организовывать семинары для родителей, где будут разъясняться их роли и ожидания от взаимодействия.
Страх перед авторитетом.
Некоторые родители могут бояться взаимодействовать с педагогами из-за страха оценки или критики. Педагогам следует создать атмосферу доверия и открытости. Использование положительных примеров и акцентирование на успехах детей могут помочь снизить уровень тревожности.
Культурные и социальные различия.
Культурные и социальные различия могут также создавать препятствия для взаимодействия. Педагогам важно учитывать разнообразие семейных ценностей и убеждений, чтобы создать инклюзивную образовательную среду. Организация мероприятий, которые учитывают культурные особенности, может способствовать лучшему взаимодействию.
Примеры успешного взаимодействия
Совместные инициативы
Некоторые школы и детские сады организуют совместные инициативы, такие как "День открытых дверей", где родители могут увидеть, как проходит обучение и какие методы используются педагогами. Это повышает уровень доверия и вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Примеры успешного взаимодействия
В нашем дошкольном учреждении взаимодействие с родителями уделяется особое внимание, поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то я старалась побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предположительно через осознание важности этого для развития их детей
При этом родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка. Родители осознают конкретные положительные результаты для ребенка, их включение в жизнь дошкольного учреждения. В качестве наиболее эффективной формы убеждения я предложила групповое обсуждение родителями и воспитателями участие родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которых научила родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.
Совместные инициативы
Детские сады организуют совместные инициативы, такие как "День открытых дверей", где родители могут увидеть, как проходят занятия и какие методы используются воспитателями. Это повышает уровень доверия и вовлеченности родителей в образовательный процесс
В своей работе по взаимодействию с родителями использую как традиционные, так и не традиционные формы работы:
- индивидуальные беседы
- общественные акции (благотворительная
- организация выставок, праздников
- участие родителей в совместных мероприятиях – «День здоровья», «День открытых дверей», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Шашечная семья», конкурс, посвященный Году Семьи «Саха сайдам ыала», фестиваль, посвященный ко Дню Единства «В семье единой».
Заключение
Взаимодействие семьи и образовательных дошкольных учреждений — это многогранный процесс, требующий усилий с обеих сторон. Эффективное сотрудничество приносит пользу как детям, так и родителям, способствуя их развитию и воспитанию. Будущее воспитания детей зависит от того, насколько успешно будет налажено это взаимодействие. Создание партнерства между семьей и образовательным учреждением является залогом успешного воспитания и обучения, формирующего гармоничную личность ребенка. В результате проведенной работы контакт с родителями стал теснее. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, интересоваться различными сторонами воспитания детей, активнее посещать мероприятия, участвовать в их организации.
Библиографический список
1. Виноградовой Н. Ф. Воспитателю о работе с семьёй. – М. : Просвещение, 1989.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М. : 2002.
3. Загик Л. В., Иванова В. М. Воспитатели и родители. – М: Просвещение, 1985.
4. Рылеева Е. В. Учимся сотрудничать с родителями. //Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57