Лена Потанина
Пути повышения качества образования в начальной школе через использование ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешными в учёбе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им усвоить новые жизненно необходимые навыки.
Публикация «Пути повышения качества образования в начальной школе через использование ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами является быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать, что ему не хватит места на доске, какого качества мел, понятно ли всё написанное. Экономя время учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия («Я это видел!», у обучающихся появляется эффект подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть большее. Внедрения ИКТ в мою практику осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ.
В процессе обучения использую ИД :
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения- это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся, мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
• для обозначения темы урока;
• в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• как сопровождение объяснения учителя ;
• для контроля учащихся.
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно, если только грамотно спланировать урок, приготовив подходящие материалы.
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но в большинстве случаев замечаю, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал.
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.
Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно…». Слайды, презентации вызывают эмоциональный отклик, даже у безразличных или расторможенных детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителя становятся нормой работы- это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.