Наталья Аширова
Пути формирования у детей 6–7 лет гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Механизм преобразования образовательного процесса.
Тема «Пути формирования у детей 6-7 лет гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России в условиях организации ФГОС ДО»
7
Условия, обеспечивающие
достижение новых образовательных результатов.
14
Публикация «Пути формирования у детей 6–7 лет гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России» размещена в разделах
Приложение 1. Конспект совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД) по теме «Двуглавый орел и всадник».
17
Введение
Актуальность темы. Одним из основных путей формирования личности является патриотическое воспитания. В Концепции патриотическое воспитания граждан в Самарской области выделены четыре направления. Среди них гражданское воспитание – воспитание политической и правовой культуры, формирование четкое гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребностей в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Макроединица «Гражданское позиция» («Я – часть государства») рассматривается как наличие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о государственном устройстве, символах государства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Дети должны вырасти настоящими патриотами своей страны. В современных условиях важной в обществе и государстве стала проблема воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. А целью современного образования одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009).
Одним из направлений познавательного развития дошкольников согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10 2013г.) является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…».
Однако развитие личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому, невозможно без обращения к государственной символике России. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и связи поколений.
В связи с этим требуется активизировать работу педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации.
В настоящее время в России возрос интерес к изучению символики и историей их создания. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников достаточно сложны. И хотя дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников чаще всего остается непонятой.
Необходимо помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб, научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о своей стране, о родном крае отрывочны и поверхностны. Возможно, это потому, что в примерных программах задачи ОО «Социализация» сформулированы скупыми общими фразами. Например: «Формировать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с флагом и гербом нашей Родины» и т. п. При этом совершенно не обозначаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, общение, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Противоречия: В ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечеству, но эту задачу решить непросто из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2014 года сформулированы следующие задачи : расширять представления детей о родном крае, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения, но из-за недостатка условий в развивающей предметно-пространственной среде (нет необходимых пособий, материала) эти задачи также решить проблемно.
Профессиональная проблема: каковы пути формирования у детей 6-7 лет первоначальных представлений о символах России и значимости каждого символа?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
1. Обозначить пути формирования у детей 6-7 лет первоначальных представлений о символике России.
2. Определить содержание образовательной области «Познавательное развитие», для реализации механизма формирования у детей 6-7 лет представлений о символики России в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о символах нашей Родины.
4. Определить целевые ориентиры, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.