Ирина Красикова
Пути формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста
Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себе, а умели сострадать людям, быть милосердными.
Публикация «Пути формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
И это одна из основных наших задач, воспитывать у детей желание заботиться о других. Для этого я провожу беседы с детьми о добрых поступках людей, часто ставлю каждого ребенка на место другого: «А ты бы как поступил? А ты что бы ответил?».
А когда разбираем конфликтную ситуацию задаю вопрос: «Тебе было бы приятно, если бы.».
Так же, стремлюсь дать понять значение таких слов, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».
Каждое утро стараюсь проводить упражнения, которые учат детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.
Например, игра «Комплименты». Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза друг другу, надо сказать несколько добрых слов или за что-то похвалить. Например: «У тебя такое красивое платье», или «С тобой так хорошо играть». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Это упражнение проводится по кругу.
Большое влияние на развитие добрых чувств у детей оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Так формируется у них представление о добре и зле.
Стараюсь воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким можно раскрыть с помощью таких произведений, как «Посидим в тишине» Елены Благиной, «Самое страшное» Евгения Пермяка, «Вовка — добрая душа» А. Барто и многие другие произведения.
На примере описанных жизненных ситуаций в произведении Владимира Маяковского «Что такое Хорошо и что такое Плохо?»,была сделана презентация, которая помогает решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в формировании нравственных ценностей у детей. Основная задача научить детей разбираться в нравственных ситуациях и аргументировать свои ответы. Дети рассматривая картинки анализируют ситуации, характеризуют героев, выбирают хорошие поступки и предлагают свои варианты действий.
Таким образом раскрывала нравственный смысл понятий "плохо" и "хорошо". Такие беседы, проводимые с использованием ИКТ, помогают развивать в детях сочувствие, сопереживания. Ведь важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радость другого. В чем должна проявляться эта способность?
В умении относиться к другому как самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.
В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы воспитанники выросли честными, добрыми, счастливыми.
«Дари добро другим и оно к тебе вернётся»