Людмила Савина
Конспект занятия «Путешествие в страну грамоты»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные цели:
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Способность составлять предложения по опорным словам.
• Учить читать слова и слоги
Коррекционно-развивающие цели:
• Развивать фонематический слух.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну грамоты“» размещена в разделах
Оборудование: диктофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; мячики с надписями слогов, звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Логопед: Перед занятие проведём Артикуляционную гимнастику
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
II. Темы занятия.
В это время звучит голос из шкатулки: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
III. Закрепление изученного материала.
Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? Загадки о жителях страны :
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Логопед:Вопросы- какие звуки вы знаете?
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Логопед:Что такое буква?
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Логопед: Какие вы знаете неизменяемые слова?
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Логопед: Как мы можем дополнить предложения?
Но как мы туда попадём в это царство? На чем отправимся в путешествие?
Варианты.
Логопед: Мы отправляемся в Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд отправился нам нужно его завести, сказав волшебные словa :
«Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!» (дети повторяют). И еще необходимы билеты- пропуски. Но билеты- пропуски не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать.
Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.
Из группы выезжаем, видим лесок - в него въезжаем, по дороге едем, видим мосток - на него заезжаем, через мосток переезжаем, в город заезжаем.
Звучит музыка.
1. Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать.
Дети подбирают соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинка часы, вазы, слона)
Логопед: Замки открыли - букву получили. (Д)
2. Логопед: Буквоед приготовил задание - «Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
И звуковой анализ выполняйте.
У каждого ребёнка карточка, в ней зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Нужно расставить цифры по порядку и прочесть это слово.
Логопед. Ура!Букву новую получили - (Р)
3. Следующее задание от Буквоеда:
Назови звук, который повторяется чаще всего:
Работа, парта, рука, Родина
Лампа, пол, укол, палка.
Ответы детей: Л и Р.
Логопед: Отлично! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л- поднимаете правую руку, если Р- топаете левой ногой.
Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт
Болото, работа, укроп, клоп, лампа, рампа,
Стол, пол, карта, парта, лом, ром.
Здесь ветер сильный погулял
И звуки все разбросал.
Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы).
Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла
Ров – лов, жир – жил, стар – стал
Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь
Рама – лама, мир – мил, город – голод
Мы играли и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получили - У
Физминутка
Весёлая разминка «Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп - другая Хлопки в ладоши.
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам
Вверх ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.
По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.
По бокам cебя пошлепай. Шлепки по бокам.
Можем хлопнуть за спиной
Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.
cправа - можем,
слева - можем!
И крест- накрест руки сложим! Поколачивание по груди.
И погладим мы себя,
Вот какая красота! Поглаживание по рукам, груди, бокам.
5. Логопед: «Повтори- не ошибись!»
1. У САШИ В КАШЕ
СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.
1. ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ
ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА!
3. ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,
А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ.
2. ОГОРЧЁННАЯ СОРОКА
ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.
ВЕСЬ УРОК БОЛТАЛА С СОЙКОЙ
И ДОМОЙ ВЕРНУЛАСЬ С ДВОЙКОЙ.
4. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.
5. ЛАРА У ВАЛИ
ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.
6. МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ,
МАЛО МЕДУ, МНОГО ПЧЁЛ.
7. МАРИНА ГРИБЫ МАРИНОВАЛА,
МАРИНА МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА.
8. ЗАДАЛИ В ШКОЛЕ ДЕТЯМ УРОК:
ПРЫГАЮТ В ПОЛЕ СОРОК СОРОК.
ДЕСЯТЬ ВЗЛЕТЕЛИ, СЕЛИ НА ЕЛИ.
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ В ПОЛЕ СОРОК?
9. САША ЛЮБИТ СУШКИ,
СОНЯ – ВАТРУШКИ.
10. КОТ МОЛОКО ЛАКАЛ,
А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ.
11. У ИВАШКИ РУБАШКА,
У РУБАШКИ КАРМАШКИ.
12. ИСПУГАЛСЯ ГРОМА РОМА,
ЗАРЕВЕЛ ОН ГРОМЧЕ ГРОМА.
Логопед: Отлично!Букву нoвую получи- Ж
6. Логопед: «Раздели слова на слоги»
Впереди гора стоит,
Она из слoв вся состоит.
Разобрать его вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Дети называют слово и определяют количество слогов- с помощью мяча отбивает слоги
Логопед: Отлично! Букву новую получи- Б
7. Логопед:
Чтобы слово вам узнать
Мячики нужно собирать.
Мячики собираются-
Слово на нём читается
Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение.
Логопед: Oтлично!Букву новую получи -А
Логопед. Вoт и собрали мы все буковки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами? Буквы все разного размера?
(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).
Звучит музыка.
Голос Царицы:
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
Логопед: Что понравилось? Что было сложно?