Надежда Коростелёва
Путешествие в сказку «Теремок». Гласные звуки А-О-У-И-Ы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказку «Теремок».
Гласные звуки А – О – У – И – Ы.»
Цели:
Уточнять и закреплять понятие «гласные звуки»;
Закреплять навык анализа и синтеза сочетаний из 3-4 гласных звуков :
Закреплять навык определения первого и последнего гласного звука в словах, выделения ударного гласного в односложных словах;
Совершенствование артикуляционной моторики;
Совершенствование навыков координации движений и речи;
Развитие произвольного внимания и памяти.
Публикация «Путешествие в сказку „Теремок“, Гласные звуки А-О-У-И-Ы» размещена в разделах
Оборудование: ширма, декорация «теремок», дидактическая кукла «Квакуша», куклы би-ба-бо – персонажи сказки «Теремок», маски-шапочки героев сказки «Теремок», зрительные символы гласных звуков, фонограмма песни из к/ф «Там, на неведомых дорожках» «Приходи, сказка» (В. Дашкевич / Ю. Ким, сундучок с картинками, конверты по количеству детей с индивидуальными схемами слова и символами гласных звуков, корзиночка с пряниками.
Предварительная работа: инсценирование сказки «Теремок».
Ход занятия.
I. Организационный этап.
Звучит короткий отрывок песни «Приходи, сказка».
Перед детьми ширма с декорацией «Теремок»
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня нас снова ждёт не совсем обычное занятие – мы отправимся в сказку. Отгадайте, в какую?
Поселились в той избушке
Очень разные зверушки.
Попросился к ним и мишка,
Только ведь медведь - не мышка,
Влезть он так и сяк пытался,
Сверху сел – и дом сломался.
Дети. Эта сказка – «Теремок».
Логопед. Тук – тук – тук. Кто-кто в теремочке живёт?
Воспитатель (показывает из окошка теремка Квакушу). Это я – лягушка Квакуша.
Логопед (берёт Квакушу на руки). Так вот где живёт наша старая знакомая. Помоги нам, Квакуша, сделать артикуляционную зарядку.
II. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «блинчик» - «иголочка»
«качели», «часики»,
«маляр», «грибок».
III. Упражнение в звуковом анализе.
Узнавание гласных звуков по зрительным символам.
Возле теремка появляется мышка. (используются куклы би-ба-бо,которыми за ширмой управляет воспитатель)
Логопед. К нашей Квакуше пришла гостья. Ты кто?
Воспитатель. Я – Мышка-Норушка. Я хотела вам песенку спеть, и забыла её.
Логопед. Ребята, давайте поможем мышке вспомнить её песенку.
Дети. И-и-и.
Появляется заяц.
Логопед. А ты кто?
Воспитатель. Я – Зайчик –Побегайчик. Я хотел вам песенку спеть, и забыл её.
Логопед. Ребята, спойте песенку зайчика.
Дети. А-а-а.
Появляется лиса.
Логопед. А ты кто?
Воспитатель. Я – Лисичка-Сестричка. Очень спешила, но свою песенку забыла.
Логопед. Ребята, помогите и лисичке, напомните ей её песенку.
Дети. О – о –о.
Появляется волк.
Логопед. Кто этот гость?
Воспитатель. Я Серый Волк. Помогите мне мою песенкуспеть.
Дети. У-у-у.
Появляется медведь.
Логопед. Здравствуй, Михаил Потапович. Ты тоже хочешь, чтобы ребята тебе песенку напомнили? Спойте, ребята, песенку медведя.
Дети. Ы-ы-ы.
Логопед. Ребята, вы ведь знаете эти песенки. Как мы их называем?
Дети. Это гласные звуки.
Анализ и синтез звукосочетаний из 3-4 звуков.
Логопед. Ребята, давайте отправимся в эту сказку, станем её героями и научим их петь свои красивые песенки не поодиночке, а вместе. Так они и запомнят их лучше, и подружатся.
Логопед. (надевает желающим детям маски-шапочки героев сказки, и символы гласных звуков на грудь) Какую песенку поют заяц, волк и мышка? (заяц, волк и мышка выходят на шаг вперёд и встают рядом) А вы, зверята, следите, правильно ли ребята поют вашу песенку.
Дети. А-у-и.
Логопед. Мышка, заяц, лиса?
Дети. И-а-о.
Логопед. Мышка, лиса, волк, медведь?
Дети. И-а-у-ы.
Определение гласного звука в односложных словах.
С использованием фронтального наглядного материала.
Игровое упражнение «Чьи картинки?»
Игровое правило: ребёнок называет картинку и определяет в слове гласный звук. Картинки - лист, мак, сок, лук, сыр.
Логопед. За помощь Квакуша хочет подарить нашим героям подарки. Она передала сундучок с картинками, а мы должны определить, кому какую картинку отдать. Для этого нужно найти гласный звук в названии картинки.
В слове лук какой звук «поём» ?
Ребёнок. В слове лук «поём» звук [ у ]. Я отдам лук волку. И т. д.
Логопед. Давайте сложим все картинки в сундучок, вы возьмёте их в группу и потом сможете поиграть с ними.
IV. Динамическая пауза.
Упражнение на координацию движений и речи «Теремок».
Стоит в поле теремок,
(поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок.
(опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок,
(сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог?
(пожимать плечами)
Постучали, постучали,
(постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили,
I. (вращать ладонями)
Потянули, потянули,
Потянули – и открыли.
(потянуться сцепленными руками вверх, вперёд, в стороны
и расцепить руки)
Определение двух гласных звуков в одном слове.
С использованием индивидуального наглядного материала.
Логопед. Герои нашей сказки убедились, что вы умеете находить гласный звук в слове. Но они сомневаются, что вы сумеете определить в слове два гласных звука. Давайте не разочаруем их и правильно определим первый и последний звук в названиях картинок, которые они нам предложат. Достаньте из конвертов схему слова и символы гласных звуков. Определите первый и последний звук в слове утка (овощи, игла, уши).
Дети. В слове утка первый звук [у ], последний звук [ а ].(логопед спрашивает 2-3 человек)
V. Итог занятия.
Логопед. Наше сказочное занятие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось?
Ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями. За это вам Квакуша испекла пряников и угощает вас.