Шамсиева Юлия
Сценарий мероприятия «Путешествие в прошлое. В поисках языкового сокровища»
Ход
Входят дети и воспитатель встречает одетые в русско-народные костюмы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая одежда на нас одета?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. Так одевались раньше наши предки. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома, так как не было ни фабрик, ни заводов по пошиву одежды. А вы знаете почему мы так одеты?
Ответы детей.
Публикация «Сценарий мероприятия „Путешествие в прошлое, В поисках языкового сокровища“» размещена в разделах
- В поисках сокровищ. Сценарии развлечений с пиратами
- Пираты и сокровища
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся в прошлое. А вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек? Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта. Нас в гости пригласила бабушка Арина в свою избу.
Звучит музыка «А в доме горит огонек». Бабушка Арина встречает детей, сидя за вязанием.
Бабушка Арина:
Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите.
Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, когда жили на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба?
Ответы детей: Это дом, построенный из дерева.
Бабушка Арина: Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
Проходите в горницу.
Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату, все деревянное: стол, лавки, посуда.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Печь в избе самая главная. Давайте подумаем, почему? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи! Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь - печник. Хороший печник пользовался почетом и уважением. Слава о нем шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Бабушка Арина мы с ребятами знаем поговорки и пословицы о печи. Сейчас ребята расскажут.
Ответы детей:
«Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи».
"Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".
«Что есть в печи – на стол мечи!» «Печь нам мать родная»
Воспитатель: А еще мы прочитали много русских народных сказок, где встречается печка. Ребята, назовите такие сказки.
Ответы детей: «По щучьему веленью», сказки про Бабу Ягу, «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой».
Бабушка Арина: Слушайте следующую загадку.
У нас в печурочки,
Золотые чурочки. (дрова в печи)
А зачем нужны дрова? А кто же занимался заготовкой дров?
Ответы детей.
Бабушка Арина: Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.
Бабушка Арина: Слушайте следующую загадку.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Воспитатель: Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.)
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Бабушка Арина:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт. (ухват).
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. ( Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи.)
Бабушка Арина: Следующая загадка:
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая».
Дети: ложка.
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
Следующая загадка.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Дети: прялка.
Бабушка Арина: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.
- А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)
- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.
- Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.
- Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)
- Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)
- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)
- Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)
- Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)
- Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)
- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)
- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)
- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)
- Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)
Воспитатель: Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля.
Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ как раньше гладили.)
Бабушка Арина: Позже появились утюги, но не такие как сейчас. (Показ утюга.)
- Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?
Дети: (угли).
Воспитатель: Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. И чайку попить.
Ребята, а угостить-то вас совсем не чем. А может и нам крендельки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да крендельки накрутить.
Давайте печь растопим, подбросим дров.
Физ. минутка: «Гори, гори ясно».
Описание: участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть взмахи руками)
Глянь на небо, (поднять руки вверх, помахать)
Дым летит, (взмахи руками)
Огонь в печи горит. (руки в центр круга, взмахи вверх-вниз)
Прекрасно!
Сейчас ребята мы с вами сядем за столы, и прежде, чем начнём лепить разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И крендельки испечем (выполняем движения как будто лепят)
Дети подходят к столам, снимают салфетки с тарелочек, в тарелочках тесто, скатанное в шарик.
Ребята для того, чтобы сделать кренделёк, нужно:
1. Взять кусочек теста, раскатать между ладошек, получится колбаска.
2. Сформируйте из теста U (форму подковы) и скрутите концы.
3. Прикрепите закрученный конец к основе кренделя.
(дети лепят крендельки, воспитатель готовые ставит в печь)
Молодцы! Красивые крендельки у вас получились. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку. А пока пекутся крендельки, мы с вами передохнем, да в игру поиграем.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(мальчик или девочка идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Угощение крендельками. Прощание с бабушкой Ариной.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в избе.
Ответы детей.