Ирина Альбрехт
Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом. Путешествие со светом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе.
«Опыты со светом. Путешествие со светом»
Цель: обогатить представления детей об естественном и искусственном свете; расширить знания детей об окружающем мире. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам со светом.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Опыты со светом, Путешествие со светом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1) Дать понятие о возникновении света и тени.
2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3) Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
5) Воспитывать самостоятельность, активность.
Активизация словаря:
проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.
Оборудование:
фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.
Ход занятия:
Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
Что такое Солнце?
Дети: Это космическое тело.
Воспитатель: действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь.
Ребята! Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие со светом. Думаю, что мы узнаем много нового. Отправляемся?
Дети: да!
Воспитатель: и так, отправляемся с вами на первую станцию. Смотрите перед нами коробка, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие, может быть там что-то есть. Вы видите что лежит в коробке?
Смотрят дети, ничего не видят.
Воспитатель: - Почему вам ничего не видно?
Дети: ответы детей (потому, что в коробке темно).
Воспитатель: как сделать, чтобы в коробке стало светлее?
Дети: ответы детей (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.
Воспитатель: а если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: ответы детей.
Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
В коробке картинка: звездное небо, луна.
Воспитатель: - Почему мы теперь увидели картинку?
Дети: (в коробке стало светло)
Воспитатель: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый. Давайте отправимся дальше.
Смотрите, а вот вторая станция.
- Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна).
А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).
А может быть вы знаете какой бывает свет?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, свет бывает естественным и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет. Давайте рассмотрим картинки с их изображениями, и разделим их на две группы.
Естественный - солнце, луна, месяц, звезды, костер.
Искусственный - электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики.
Молодцы, а что помогало людям в древние времена освещать помещения, улицы (костер, факелы, лучины, свечи). А было раньше электричество? (нет). Давайте сделаем вывод, что свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Для дальнейшего путешествия давайте наберемся сил.
1. ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: отправляемся дальше, впереди третья станция.
Ребята, а вам встречался
Игра «Свет бывает разный»
Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (фонарики). Давайте возьмем собой фонари.
Давайте вспомним правила пользования фонариком.
Дети: - ответы детей (включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться)
Воспитатель -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья (вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)
Воспитатель: -Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте?
Дети: ответы детей (свет, ярко)
Воспитатель: -Если фонарики направим вверх, что произойдёт?
Дети: ответы детей (наверху будет свет)
Воспитатель: -На что похож свет от фонариков?
Дети: ответы детей (на круг)
Воспитатель: -А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
Дети: ответы детей (внизу, на полу)
Воспитатель: -Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт?
Дети: ответы детей (свет уменьшится)
Воспитатель: -А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх)
Дети: ответы детей (света становится больше)
Воспитатель: -Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
Воспитатель: -Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
Воспитатель: -Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
Воспитатель: -Когда светло фонарики можно выключить.
Станция №4. Подходит к столу с разными предметами.
Воспитатель: -Посмотрим, что это за предметы, ребята
Дети: ответы детей (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)
Воспитатель: -Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?
Дети: ответы детей (нет)
Проводим опыты :
дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.
Воспитатель: -Давайте попробуем, что получится.
Дети: ответы детей (свет не проникает)
Воспитатель: -А почему?
Дети: ответы детей
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
Воспитатель: -Через какие предметы свет проходит?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -А через какие предметы свет не проходит?
Дети: ответы детей
Воспитатель: значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.
Воспитатель: в путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)
Воспитатель: -Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: -Дети, как вы думаете, от чего света будет больше : от лампы, свечи или моего фонарика?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать?
Дети: ответы детей (включить свет)
Воспитатель: -Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Дети: ответы детей (включить в розетку)
Воспитатель: -А фонарик тоже включаем в розетку?
Дети: ответы детей (нет, у него есть батарейки)
Воспитатель: -А как включить свечу?
Дети: ответы детей (её надо зажечь)
Опыт «Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
Воспитатель: -Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.
Продолжаем наше путешествие, станция №5
Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?
Воспитатель: - Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше
Дети: ответы детей (приблизить фонарь или заменить его на более сильный).
Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод ( освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .
Опыт «Расческа»
Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).
Воспитатель: - Что видите на листе бумаги?
Дети: ответы детей (тень от расчески)
Воспитатель: - На что она похожа?
Дети: ответы детей (на палочки, деревья, забор и др)
Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги?
Вывод:
Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.
Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене?
Дети: ответы детей (Тень.)
Предлагает то же проделать детям.
Воспитатель: почему образуется тень?
Дети: ответы детей (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.).
Воспитатель закрывает свет от прожектора.
Воспитатель: -Ребята, а сейчас есть тень?
Дети: ответы детей (нет).
Воспитатель: -А почему не стало тени?
Дети: ответы детей (нет света).
Воспитатель: -Значит, бывает тень без света?
Дети: ответы детей (нет)
Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)
Воспитатель - Предлагаю поиграть в игру «Угадай по силуэту».
Воспитатель: я буду показывать силуэт, а вы должны угадать, что или кто это. Начнем? ( показываются: банан, самолет, ель, петух, птица, овощи, поезд, автомобиль и тд)
Воспитатель: -Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
«Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.
Воспитатель: чем необычен этот театр?
Дети: ответы детей (он из теней фигур)
Воспитатель: почему все фигурки черные?
Дети: ответы детей
Воспитатель: для чего нужен фонарик?
Дети: ответы детей (освещать фигуру)
Воспитатель: почему этот театр называется теневым?
Дети: ответы детей (потому что в нем только тени)
Воспитатель: как образуется тень?
Дети: ответы детей
Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Игра «Угадай сказку» по тени
Показ сказки «Репка»
Наше путешествие закончено. Ребята вам понравилось? Что нового вы узнали для себя? Спасибо вам за активное участие в путешествии и в экспериментах.