Папки-передвижки

Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом. Путешествие со светом»

Ирина Альбрехт
Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом. Путешествие со светом»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в средней группе.

«Опыты со светом. Путешествие со светом»

Цель: обогатить представления детей об естественном и искусственном свете; расширить знания детей об окружающем мире. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам со светом.

Публикация «Конспект занятия в средней группе „Опыты со светом, Путешествие со светом“» размещена в разделах

Задачи:

1) Дать понятие о возникновении света и тени.

2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3) Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5) Воспитывать самостоятельность, активность.

Активизация словаря:

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование:

фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

Игра на общение «Улыбка».

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

Что такое Солнце?

Дети: Это космическое тело.

Воспитатель: действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь.

Ребята! Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие со светом. Думаю, что мы узнаем много нового. Отправляемся?

Дети: да!

Воспитатель: и так, отправляемся с вами на первую станцию. Смотрите перед нами коробка, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие, может быть там что-то есть. Вы видите что лежит в коробке?

Смотрят дети, ничего не видят.

Воспитатель: - Почему вам ничего не видно?

Дети: ответы детей (потому, что в коробке темно).

Воспитатель: как сделать, чтобы в коробке стало светлее?

Дети: ответы детей (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

Воспитатель: а если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?

Дети: ответы детей.

Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

Воспитатель: - Почему мы теперь увидели картинку?

Дети: (в коробке стало светло)

Воспитатель: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый. Давайте отправимся дальше.

Смотрите, а вот вторая станция.

- Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна).

А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

А может быть вы знаете какой бывает свет?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, свет бывает естественным и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет. Давайте рассмотрим картинки с их изображениями, и разделим их на две группы.

Естественный - солнце, луна, месяц, звезды, костер.

Искусственный - электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики.

Молодцы, а что помогало людям в древние времена освещать помещения, улицы (костер, факелы, лучины, свечи). А было раньше электричество? (нет). Давайте сделаем вывод, что свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Для дальнейшего путешествия давайте наберемся сил.

1. ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель: отправляемся дальше, впереди третья станция.

Ребята, а вам встречался

Игра «Свет бывает разный»

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (фонарики). Давайте возьмем собой фонари.

Давайте вспомним правила пользования фонариком.

Дети: - ответы детей (включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться)

Воспитатель -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

В путь мои друзья (вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)

Воспитатель: -Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте?

Дети: ответы детей (свет, ярко)

Воспитатель: -Если фонарики направим вверх, что произойдёт?

Дети: ответы детей (наверху будет свет)

Воспитатель: -На что похож свет от фонариков?

Дети: ответы детей (на круг)

Воспитатель: -А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

Дети: ответы детей (внизу, на полу)

Воспитатель: -Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт?

Дети: ответы детей (свет уменьшится)

Воспитатель: -А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх)

Дети: ответы детей (света становится больше)

Воспитатель: -Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.

Воспитатель: -Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

Воспитатель: -Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

Воспитатель: -Когда светло фонарики можно выключить.

Станция №4. Подходит к столу с разными предметами.

Воспитатель: -Посмотрим, что это за предметы, ребята

Дети: ответы детей (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)

Воспитатель: -Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?

Дети: ответы детей (нет)

Проводим опыты :

дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

Воспитатель: -Давайте попробуем, что получится.

Дети: ответы детей (свет не проникает)

Воспитатель: -А почему?

Дети: ответы детей

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Воспитатель: -Через какие предметы свет проходит?

Дети: ответы детей

Воспитатель: -А через какие предметы свет не проходит?

Дети: ответы детей

Воспитатель: значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Воспитатель: в путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

Воспитатель: -Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: -Дети, как вы думаете, от чего света будет больше : от лампы, свечи или моего фонарика?

Дети: ответы детей

Воспитатель: -Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать?

Дети: ответы детей (включить свет)

Воспитатель: -Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?

Дети: ответы детей (включить в розетку)

Воспитатель: -А фонарик тоже включаем в розетку?

Дети: ответы детей (нет, у него есть батарейки)

Воспитатель: -А как включить свечу?

Дети: ответы детей (её надо зажечь)

Опыт «Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

Воспитатель: -Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Продолжаем наше путешествие, станция №5

Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?

Воспитатель: - Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше

Дети: ответы детей (приблизить фонарь или заменить его на более сильный).

Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод ( освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .

Опыт «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

Воспитатель: - Что видите на листе бумаги?

Дети: ответы детей (тень от расчески)

Воспитатель: - На что она похожа?

Дети: ответы детей (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги?

Вывод:

Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене?

Дети: ответы детей (Тень.)

Предлагает то же проделать детям.

Воспитатель: почему образуется тень?

Дети: ответы детей (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.).

Воспитатель закрывает свет от прожектора.

Воспитатель: -Ребята, а сейчас есть тень?

Дети: ответы детей (нет).

Воспитатель: -А почему не стало тени?

Дети: ответы детей (нет света).

Воспитатель: -Значит, бывает тень без света?

Дети: ответы детей (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Воспитатель - Предлагаю поиграть в игру «Угадай по силуэту».

Воспитатель: я буду показывать силуэт, а вы должны угадать, что или кто это. Начнем? ( показываются: банан, самолет, ель, петух, птица, овощи, поезд, автомобиль и тд)

Воспитатель: -Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

«Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.

Воспитатель: чем необычен этот театр?

Дети: ответы детей (он из теней фигур)

Воспитатель: почему все фигурки черные?

Дети: ответы детей

Воспитатель: для чего нужен фонарик?

Дети: ответы детей (освещать фигуру)

Воспитатель: почему этот театр называется теневым?

Дети: ответы детей (потому что в нем только тени)

Воспитатель: как образуется тень?

Дети: ответы детей

Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку» по тени

Показ сказки «Репка»

Наше путешествие закончено. Ребята вам понравилось? Что нового вы узнали для себя? Спасибо вам за активное участие в путешествии и в экспериментах.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия в средней логопедической группе «Опыты с водой»Конспект открытого занятия в средней логопедической группе «Опыты с водой» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Конспект занятия для средней группы «Опыты с водой»Конспект занятия для средней группы «Опыты с водой» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление,.

Конспект занятия «Опыты с водой» в подготовительной группеКонспект занятия «Опыты с водой» в подготовительной группе Елена Леонидовна Алёшина Конспект занятия «Опыты с водой» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа) Цель: расширить знания детей об окружающем мире. Задачи:1) Дать понятие о возникновении света и тени 2) Развивать стремление к поисково-познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом. Путешествие со светом»
Опубликовано: 22 октября 2024 в 19:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом. Путешествие со светом»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Альбрехт (УИ 806620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД