Светлана Анцыферова
Целевая прогулка с детьми старшей группы. Путешествие по экологической тропинке «Наши друзья — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
Публикация «Целевая прогулка с детьми старшей группы, Путешествие по экологической тропинке „Наши друзья — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)
II. - Где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели)
- Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)
- «Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(Дерево)
- Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
(Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают)
Игра «Эхо»
- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау (дети говорят)
- Куда это листья лесные пропали
- Опали, опали, опали (дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже (дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали?
- Завяли, завяли, завяли (дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели (дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались (дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем (дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень (дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…
- Молодцы, много вы знаете об осени. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.
- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
- Где растет береза на нашей Э. Т. ?
- Давайте к ней подойдем.
- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? ( Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
- Давайте обнимем её.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
- Посмотрите, какая береза? ( Большая: высокая, толстая)
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
- Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
БЕРЁЗА
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
- Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна)
- Где ель и сосна растут рядом на нашей Э. Т? (На нашем участке)
- Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
- Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка)
- Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)
- Они одинаковые? (Нет, разные)
- Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
- А с каких они деревьев?
- Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
- А теперь я предлагаю поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
- Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
- А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)
- Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
- А у ели? (Короткие, колючие, темные).
- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
- Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?
(Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.
Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
- Что это? (Семена)
- Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
- Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
- Семена сосны так и называются – «крылатки».
Игра – инсценировка:
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
- Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи.
Появляется старичок – Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на Э. Т.
- Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?
Игра "Я - дерево"
Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
- Ты сбрасываешь листья на зиму?
- Какие у тебя листья? (маленькие, большие)
- Какого они цвета осенью?
- Какого цвета у тебя ствол?
- Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
- Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
- Какие у тебя плоды?
- Вы очень много знаете о деревьях.
III - А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
- Понравилось вам встреча с деревьями на нашей Э. Т. ?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
-Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…
- Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.
- Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.