Зайтуна Сайдяшева
Конспект НОД «Путешествие по водоемам Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Художественно - эстетическое развитие".
Цель: Формирование у детей представлений о реках и озерах Мордовии
Программные задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми водоемами Мордовии : названиями, расположением.
2. Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: ручьи, реки, озера;
3. Знакомство с растительным и животным миром водоёмов Мордовии.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по водоемам Мордовии“» размещена в разделах
4. Закреплять правила поведения у водоемов, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Карта Мордовии, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация
Словарная работа: хищник, петляет, устье, приток
Предварительная работа:
• Рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»;
• Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок»;
• Разучивание игр «Ручеек»,
Методические приемы:
рассматривание фотографий, загадывание загадок, беседа-диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, дыхательная гимнастика «Дышим прохладой», анализ, подведение итогов.
Ход НОД:
Введение в ситуацию.
На мультимедийной доске появляется Капелька.
-Здравствуйте, ребята, разгадайте мою загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода)
Капелька рассказывает, что она живёт там, где кругом вода — в речках, озёрах, прудах и даже болотах.
Течет, петляет тут и там
И по полям, и по лугам,
Водой омыты берега.
Что это, знаешь ты?
(Река)
Капелька предлагает попутешествовать вместе с ней к реке
А я хотела бы познакомить вас с водоемами Мордовии. Но как мы попадём? Что нам для этого нужно? (карта).
-Это экологическая карта Мордовии. Если посмотреть на неё и сфотографировать с самолёта, то она будет полосатая, как тигр. А почему? Как вы думаете (ответы детей).
Работа с картой.
-Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много в Мордовии.
-Самой важной рекой является Мокша и Сура. Маленькие роднички и речушки дают начало истокам рек Мокша и Сура. Исток – это начало реки. Она мчится по ущельям – это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода в реке мутная, пресная и без неё не обойтись. Сура впадает в реку Волгу– это устье реки.
Мокша – вторая по величине река Мордовии – является правым притоком Оки. Ее длина 656 км (в республике 320 км). Река берет начало южнее р. п. Мокшан Пензенской области, впадает в Оку на 350 километре от устья в Рязанской области. Мокша – типично равнинная река. Долина ее хорошо выражена. Ширина русла Мокши колеблется от 50 до 80 метров. Исток Мокши находится на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена смотровая беседка, а рядом установлена скульптура древней языческой богини по имени Мокошь. Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, считали Мокошь покровительницей плодородия. Выходит, название реки Мокши дошло к нам из глубокой древности.
Сура берет начало у с. Сурские Вершины Ульяновской области. Ее длина 841 км (на территории республики 120 км). Сура - равнинная река с умеренно извилистым руслом. Ширина русла 80-160 м.
Давайте с вами превратимся в веселый, быстрый ручеек
(проводится игра «Ручеёк» под музыкальное сопровождение)
-Капелька: Дети! Послушайте ещё одну загадку.
Вроде лужа, вроде нет,
Отражает солнца свет,
Голубая гладь,
В море ей не бывать!
(Озеро)
- Озеро – это большое природное углубление (замкнутый водоём с водой)
- А как вы думайте, озёра на территории Мордовии есть?
Да, в Мордовии очень много озер, а самое большое озеро Инерка
Озеро Инерка – самое большое озеро в республике. В переводе с мордовского языка Инерка означает «Великое озеро».
Самое известное озеро Мордовии – Инерка, расположенное в пойме реки Суры. Это озеро в мордовском Присурье стало благодаря своей прелести олицетворением красоты природы всего нашего края. Произносится это слово – и у каждого из нас возникает представление о голубом просторе озер и рек, о зеленом наряде лесов и ковре лугов, о необъятной шири ярко-голубого неба с белыми облаками-лебедями или в одночасье покрытого свинцовыми тучами. В 1974 году решением Совета Министров Мордовской СССР озеро Инерка и его ближайшие окрестности объявлены государственным памятником природы республиканского значения.
- Ребята, реки и озера имеют очень большое значение для всего живого. Это не только красота природы. Для чего же ещё нужны реки и озера? (Рассуждения детей).
-Ребята, река имеет большое значение в жизни человека и животных. С давних времен люди строили свои жилища у берегов рек. Человек использует реку для питья, полива, вылова рыбы. По реке перевозят грузы, путешествуют. Животные пьют воду, купаются в реке, питаются рыбой.
Отдыхая, человек иногда наносит вред рекам, озерам и их обитателям. Подумайте и скажите какой?
Дети: Кидает мусор в воду и на берегу. Жжёт костры, вырубает деревья рядом с рекой и т. д.
Воспитатель: А что случится, если люди вырубят все деревья вдоль рек?
Дети: Реки высохнут.
Воспитатель: Правильно. И тогда погибнут многие растения и животные. А что нужно сделать, чтобы этого не случилось?
Дети: Убирать мусор за собой, не вырубать деревья, не кидать мусор в воду.
Воспитатель: Конечно. Возможно, некоторые из вас во время отдыха у реки видели предупреждающие знаки. Они призывают людей к тому, чтобы они бережно относились к природе. Посмотрите на эти знаки и объясните, что, по вашему мнению, они означают. Не забывайте об этих правилах!
Капелька: Ребята, давайте мы представим с вами, что находимся на берегу речки и покажем, как свободно дышится рядом с прохладной рекой. (Дыхательная гимнастика «Дышим прохладой»).
Капелька предлагает детям «пройтись по берегу» и посмотреть, какие растения растут в водоеме и рядом с водой). Дети по возможности называют известные им растения, рассказывают, где они их видели.
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1. 2.3. 4. – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно-
Вместе – раз – это брасс.
Качаясь на волне – плывём на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
Капелька: Реки и озёра – это ещё и среда обитания различных животных, рыб, растений и насекомых. Крупные животные в реках не живут, но приходят к ним в поисках пищи и воды. Какие рыбы обитают в реках и озерах нашего края?
Дети: Карпы, караси, щуки.
Воспитатель: Правильно. Из животных вблизи рек обитают выдры, бобры, выхухоли. Также многие птицы любят селиться недалеко от рек. Какие?
Дети: Цапли, утки, гуси.
За каждый правильный ответ Капелька даёт свой подарок - капельку.
Воспитатель помогает детям, давая им словесное описание или показывая на слайд с изображением животных водоёмов.
Капелька очень довольна тем, как много знают дети, и за это готов рассказать им удивительные истории из жизни в воде.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Капелька прощается с нами. Давайте закроем глазки и услышим волшебный звук ручейка.
- Где мы с вами побывали?
- Что вы нового узнали о водоемах Мордовии?
- Вы настоящие знатоки! И теперь вы сможете рассказать гостям о водоемах Мордовии